1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (439) за 02.10.99

БЕЛЫЕ РОЗЫ -- ЗА ПРИЛЕЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

К завтрашнему празднику -- Дню учителя -- имеют отношение все. Сужу по себе. Если еще вчера я убегала с последнего урока, то сегодня это успешно делает мой брат, а через пару лет в школу пойдет дочь... Нетрудно встретить семью, в которой несколько поколений ходили в одну и ту же школу, а учили их те же преподаватели. Одна из них -- Вера Петровна Куфаренко, которая уже около сорока лет работает в старейшей школе столицы.

-- У нас в школе домашняя обстановка. Детей немного, и все они на виду, -- рассказала Светлана Евдокимова, директор школы №75, которая вскоре отпразднует двухсотлетний юбилей. -- Создавалось учебное заведение как женское приходное училище, позже стало первой украинской школой в городе. И, что удивительно, текучки кадров нет вообще.

С одной из "долгожительниц" мне посчастливилось поговорить накануне праздника. Вера Петровна Куфаренко встретила меня в окружении своих учеников.

--Я еще вожатой пришла сюда, -- рассказывает Вера Петровна. -- Эта школа стала для меня родным домом, -- я с облегчением вздохнула, потому что полагала, что рассказывать мне будут о тяжелой сегодняшней жизни, развязных учениках и маленькой зарплате...

-- Я уверена: детей не надо заставлять учиться, надо так с ними работать, чтобы учеба была им в радость, -- продолжала Вера Петровна. -- Как я это делаю? У меня ключик. В страну знаний. И самая большая удача для моих учеников -- получить его в награду. Когда ребенок приносит домой ключик, в семье праздник. Естественно, такой подарок получают не все. И не всегда счастливчиками становятся отличники. Вот один наш мальчик учится средне. Сегодня проверяю математический диктант -- все правильно. Дети замерли. А я его хвалю вовсю. Далее украинский язык -- прекрасное сочинение. А дети шепчут: "Дайте ему ключик!"

Еще в арсенале поощрений -- мудрый ежик, рассудительная сова, красные и белые розы (это за прилежное поведение). Любимчиков у Веры Петровны нет, потому что обожает она всех детей.

-- Раньше дети были очень скованы, теперь более свободны. Я не могу их держать в ежовых рукавицах. Это не мой стиль работы. Зато они меня понимают с полуслова. Я чувствую непосредственность и откровенность. Могли бы мне несколько десятилетий назад признаться: "Я так люблю Марину с косичками"? А сейчас -- пожалуйста.

Даже уроки рисования у этой учительницы проходят оригинально -- в музее декоративного искусства. Посмотрев картины известных мастеров, ребята решили создать что-то свое. На корточках, кому как удобно, они творили. А в прошлом году Вера Петровна сама написала сценарий для спектакля. ("Не было в классе ученика, который не участвовал бы в этом спектакле. Один наш мальчик по натуре был очень замкнутым, но когда вышел на сцену, его бабушка подошла ко мне и проникновенно шепнула: "Спасибо большое".)

Что огорчает учительницу? Судьба детей, у которых нет родителей. ("Есть у меня в классе девочка. Родители ее оставили. Я сейчас просто живу этой Леночкой. Где какой кружок, стараюсь ее устроить. Вы знаете, Леночка просто ожила").

-- Работать еще мечтаю долго, -- сказала мне на прощание Вера Петровна. -- И у меня уже готова смена -- невестка и пятилетняя внучка, которая уже собирается стать учительницей.