1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (285) за 17.02.99

ОН СКАЗАЛ: "ПРИЕХАЛИ!"

Участники состоявшейся намедни в "Украинском транспортном союзе" (УТС) пресс-конференции плавно подводили к мысли о назревшей необходимости повышать плату за проезд в общественном транспорте. Под конец даже прозвучала информация, что известное в столице ЗАО "Автосвіт" произвело расчеты затрат на перевозку пассажиров и, отталкиваясь от них, поставило вопрос о повышении тарифов примерно вдвое против теперешних.

Однако с подобными предложениями имеет смысл выходить непосредственно на парламент, своим решением "заморозивший" рост тарифов на социальные услуги. Вот где может очень даже пригодиться статус председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда, коим обладает президент УТС Евгений Марчук. Последний не преминул заметить, что упомянутое решение ВР "не лезет ни в какие ворота"; однако роль главного парламентского "социалиста" входила в пикантное противоречие с этакой позицией, и Евгению Кирилловичу для ее обоснования пришлось применить обходной дипломатический маневр.

Но прежде выступавшие подготовили журналистскую аудиторию демонстрацией леденящих душу "страшилок": вот давно отработавшие свой ресурс пассажирские поезда терпят крушения со множественными жертвами; вот профаны-водители из частных "лавочек", по случаю прикупивших лицензии на эксплуатацию городских маршрутов, на полной скорости доезжают до первого столба; а вот украинские мегаполисы, полностью парализованные по причине невыхода на маршруты изношенных до предела городских автобусов. Приводились для вящей убедительности и конкретные цифры. Виталий Рева, президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, сказал, что 90% автобусов подлежат списанию. При этом заменить их будет нечем: судя по информации начальника управления Минтранса Романа Ивасишина, Львовский автозавод при мощности в 8--10 тысяч в год собрал 500 автобусов, которые к тому же значительно дороже любых импортных такого класса, а денег на обновление подвижного состава, естественно, нет.

Время от времени выступавшие сравнивали то нас с нами же, образца 1990 года, сменившего в качестве точки отсчета 1913-й: мол, за эти годы число автобусных маршрутов сократилось в полтора раза, а количество колесящих по ним пассажиров-льготников всех мастей и разновидностей -- выросло в 10 раз; то нас с "ними", резонно утверждая, что в цивилизованных странах все ездят по билетикам, а не по удостоверениям -- да, но мы-то какое имеем отношение к оным странам? Словом, "подводка" к выступлению-резюме г-на Марчука была сделана основательная. А ему, ни много ни мало, нужно было озвучить некий конструктив, позволяющий отечественному пассажирскому транспорту "выехать" из кризиса, притом не раздавив более чем скромную платежеспособность сограждан.

Евгений Кириллович, понимая, что дотации из бюджета на транспорт просить бессмысленно, предложил полюбовно решить вопрос с компенсациями за перевозку льготников -- в частности, путем взаимозачетов с Чернобыльским и Пенсионным фондом. Кроме того, освободить доходы автопредприятий за перевозку пассажиров от уплаты НДС, от 15% акцизного сбора за потребляемое топливо и оставить в их распоряжении амортизационные отчисления. То есть смысл предложений сводится к просьбам, которыми давно тревожат власть имущих все без исключения предприниматели: не можете дать, так хоть не забирайте. Ну-ну. Имеющий уши -- да услышит...