1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (369) за 23.06.99

ГОЛОВОЙ ОБ СТЕНУ -- И УЧЕНИК БОЛЬШЕ НЕ АГРЕССИВЕН?

Воздушные шары продавали прямо у школы -- удержаться от покупки мог лишь тот, у кого в кармане не было пяти копеек. У десятилетнего Артема такой крупной суммы отродясь не водилось, поэтому он выпросил ярко-красный шар у приятеля. В тот день урок развития речи в пятом классе заменили визитом психолога, которая собиралась составить "учительский рейтинг" -- ученики должны были на листах бумаги написать, кто из учителей им нравится больше. У Артема бумаги не было, за что и пришлось жестоко поплатиться.

"Директору школы от Альтовой Марины Александровны.

...У моего сына Артема листа бумаги не было. В присутствии всего класса психолог Слисаренко в грубой форме приказала найти бумагу, после чего подошла к сыну и начала его сильно трепать за волосы. После урока Слисаренко схватила Артема и два раза с силой ударила головой об стенку. Десятилетний ребенок, защищая себя, взял банку с водой и облил учителя, после чего хотел убежать. Слисаренко сильно ударила моего сына ногой в поясницу, он упал. После всего этого у Артема сильно болит голова и поясница. Кто дал право психологу бить ученика вместо того, чтобы вести с ним беседу? Прошу вас принять меры ..."

"ПОВЗРОСЛЕЛ И ЗЛЕЕ СТАЛ, ЧТО ЛИ"

На той же неделе Артем сильно приболел. Сказался ли на ухудшении его здоровья удар в поясницу, неизвестно -- об экспертизе Марина Александровна тогда не подумала.

Когда я спросила Артема, почему он сразу ничего не сказал маме, тот посмотрел на меня, как взрослый на маленькую. Худой, бледный мальчик среди своих сверстников выглядит заморышем -- правда, это не мешает ему в случае чего постоять за себя. "Что вы хотите -- уголовные наклонности, -- вздыхает директор школы. -- Отец избивал мать, она несколько раз в больнице из-за этого лежала, вот и Артем в него пошел, дерется постоянно. Вообще-то парень он неплохой, к технике тянется, только вот заниматься им некому. Раньше мальчик мог прийти ко мне в кабинет и поплакать, чтобы никто не видел, а сейчас повзрослел и злее стал, что ли..."

На одноклассников конфликт особого впечатления не произвел, если не считать двух-трех девочек из приличных семей -- одна из таких тихонь и рассказала маме Артема всю историю. Все припоминают, что от удара по спине Артем пролетел далеко, что действительно облил психолога водой, а потом из-за двери показывал язык и обзывался. Симпатичные близняшки говорили хором: мы все видели, она его била головой о стенку. Другой одноклассник Артема долго осторожничал, а потом подошел отдельно ото всех и сказал, что Артему и правда здорово досталось, он помнит.

"И ВООБЩЕ -- УЧИТЕЛЯ ЕГО НЕ ЛЮБЯТ"

"Не могла наша Ирина Сергеевна так поступить", -- в этом коллеги-учителя были единодушны, а директор уверяла, что слышит об инциденте впервые. Что касается характеристики Слисаренко, то она -- "тонкая, тактичная и уравновешенная, грамотный профессионал, еще учится в институте, но уже работает на полставки в школе". Артем ее, дескать, просто довел: отвратительно воспитанный ребенок. Все это не может быть правдой, а вам, мамаша, должно быть стыдно -- сами бы разобрались во всем, зачем идти в газету? О том, что Артем две недели пролежал в больнице, не упоминалось.

Ирина Сергеевна Слисаренко к разговору о происшедшем была готова несравненно лучше. По ее словам, мальчика она ударила в состоянии аффекта. Зато, по результатам проведенного ею тестирования, у Артема занижена самооценка, высокая степень агрессии, низкая адаптация, все предпосылки к развитию невроза и вообще -- "учителя его не любят". Очевидно, что эмоционально насыщенные отношения не сложились ни с кем из родителей, есть смысл поговорить о высокой степени тревожности и подсознательных страхах.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Ирина Сергеевна протестировала Артема на высоком профессиональном уровне, но если брать за основу результаты тестов, то непонятно, почему такой грамотный специалист их запамятовал, намеренно унижая при одноклассниках такого непростого мальчика?

Ответ не сложен: обучить применению любой диагностирующей методики можно, научить при этом любить и жалеть ребенка -- увы, нет. В современной школе детей не любят. Их там воспитывают и иногда исследуют. Как выясняется, могут побить, не придавая этому особого значения. Эффективность повсеместно введенного института школьных психологов, призванных вовремя решать и предотвращать конфликтные ситуации, ставится под сомнение -- любые комментарии в этой истории лишние.

Никаких административных взысканий к Ирине Сергеевне применено не было. Не предвидится и расследования. Директор школы, по всей видимости, сделала выводы, и теперь будет аккуратней общаться с родителями трудных детей во избежание неприятных сюрпризов в виде визита журналистов. Городское и районное управление образования так и остались в неведении.

Артем ходит в летнюю школу, чтобы не остаться на второй год, и живет то у матери, то у отца -- где дольше вытерпят. За несколько месяцев до происшедшего по просьбе Ирины Сергеевны он нарисовал несуществующее животное, тем самым проходя известный тест на личностную установку. Грустный и похожий на недоразвитого верблюда зверь был расценен психологом как показатель высокой агрессивности и негативного мироощущения. Одиночество, страх и печаль она не увидела, хотя, возможно, именно об этом мальчик и хотел рассказать своим рисунком.