1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (242) за 12.12.98

ГЛАВНОЕ, МАЛЬЧИК, ЧТОБЫ ТЫ ХОРОШО УЧИЛСЯ

Кто из нас не помнит скучные и, по единодушному мнению студентов, совершенно ненужные институтские предметы! Будущие медики зубрили историю, а физики -- всемирную культуру. Что студенту нужнее -- широкое общее образование или узкоспециализированное? Эти проблемы обсуждали за круглым столом, состоявшемся позавчера в Академии наук, представители ведущих вузов страны.

Три четверти программы вузов, как оказалось, определены государством, и лишь одна -- в ведении самого учебного заведения. Мало того, институты и университеты обязаны придерживаться не только определенного перечня дисциплин, но и количества часов. Это возмущает преподавателей -- им-то виднее, в каком количестве знаний нуждается студент. Сегодня модно оглядываться на Запад, а там учебных дисциплин в вузах мало, и преподаются науки крупными сжатыми блоками, а не дробятся на десятки предметов. Преимущества очевидны, но седовласым академикам пришлось развести руками -- кто возьмет на себя смелость формировать и изменять основу высшего образования?

Ярослав Головко, ректор Киевского института инвестиционного менеджмента, нашел еще одну проблему: большинство вузов не знает мнение работодателя. Сегодня вместе с рынком меняются и требования к профессии. Можно ведь спросить работников той же банковской сферы, каковы их требования к своим сотрудникам, и учитывать это при составлении учебных программ. Но никому и в голову такое не приходило.

А мнение студента спрашивали? Первые два года в вузе приходится повторять то, что учили в школе. А что лучше -- устные экзамены или практикуемые во всем мире тесты? "Определение уровня знаний не должно стать барьером для учащихся", -- считает Вадим Зубко, проректор по учебе и науке Киево-Могилянской академии (как тут не вспомнить дрожащих перед экзаменом студентов!). Оказывается, этого можно избежать, как сделали в Межрегиональной академии управления, -- принимают всех желающих и способных оплатить обучение, но получают дипломы лишь 30--40%. Для государственных вузов такая практика, увы, неприемлема -- существует госзаказ, так что абитуриентам не миновать отсева при поступлении.

Многие экспериментируют -- в медицинских вузах с 1 января 1999 года будет введена тестовая система оценки знаний, а на биофаке Киевского университета уже нет экзаменационных сессий, во время обучения "накапливается" рейтинг (достаточно набрать от 60 до 100 баллов за семестр). С другой стороны, важно не "как" оценивать, а "что" оценивать. Владимир Петренко, завотделом Института содержания и методов обучения, вслух поразмыслил: "Если у нас на одного врача приходится 222 человека (в Германии -- 400, в Англии -- 500), а об уровне медобслуживания говорить излишне, и урожайность у нас в 3,5 раза ниже, чем в других странах, -- можно ли говорить о достаточном уровне подготовки специалистов?"