1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (136) за 15.07.98

ДНЕПРОПЕТРОВСКУ ДАЛЕКО ДО ЧИКАГО

Во всяком случае, по уровню самоокупаемости. Местные налоги -- местная проблема. Примерно так на Печерском холме рассуждают многие. Но, к сожалению, ошибаются. Во всем мире долей местных налогов измеряется финансовая независимость города от федеральных структур. Бюджет Чикаго, например, на 79% формируется именно из местных поступлений. Бюджет "второй столицы" Украины -- Днепропетровска -- всего лишь на 4%. И пока что это для нашей страны скорее правило, чем исключение.

Украинское законодательство о местном налогообложении безнадежно устарело. Единственный нормативный документ -- декрет правительства пятилетней давности. Но дело не только во времени. Декрет определяет 14 позиций местных налогов, из которых даже в таком большом городе, как Днепропетровск, реально "работает" только половина. "Государственная налоговая администрация постоянно ругает нас за то, что мы не используем в полном объеме этот перечень, -- говорит начальник управления новых форм хозяйствования, местных налогов и сборов Днепропетровской мэрии Олег Кужман. -- Но как мы можем ввести, например, курортный сбор? Или налог на проезд через пограничные территории? Разве что объявить курортом городской пляж".

Страдая от тесноты перечня налогов, мэрия пытается фантазировать. Два с лишним года назад в городе попытались ввести налог на использование городской символики, а также слов "Днепр", "Днепропетровск", "Приднепровье" в названиях организаций и фирм. Поскольку подобных названий множество, от введения этого налога (0,1% квартального оборота предприятия) ожидали значительных средств. Но в такой редакции сессия горсовета решение мэрии не утвердила -- надо думать, запротестовали такие гиганты, как "Днепропресс" и "Днепрошина", с которыми местное самоуправление вынуждено считаться. Осталась лишь городская символика, которой в товарных знаках мало кто пользуется. Стало быть, и этот налог фактически не "работает".

Фискальные органы мало озабочены местными налогами. Кроме того, что основное для них -- пополнение госбюджета, суммы местных отчислений так малы, что налоговики, мягко говоря, не выказывают к ним страстного интереса. "Уже давно идут дискуссии о создании муниципальной налоговой инспекции, -- говорит О. Кужман. -- Для этого достаточно десяти человек. В десятимиллионной Москве муниципальных инспекторов -- 68. И стабильные поступления в городскую казну обеспечиваются".

Проект реформирования местной налоговой системы существует. Он был разработан в Днепропетровске и поддержан Ассоциацией городов Украины. Грандиозных изменений он не предусматривает. Достаточно будет разрешить местным властям в каждом городе заменять "нерабочий" налог из перечня -- рабочим. К примеру, налог на проезд через приграничные зоны -- экологическим сбором за транзит иногороднего транспорта. Кроме этого логично перевести весь подоходный налог, а также налог на прибыль коммунальных предприятий в городской бюджет. Тогда, считает О. Кужман, доля местных налогов в бюджетах городов может возрасти до 30%. Не Чикаго, конечно, но все же... А "взамен" городские бюджеты могут без остатка отдавать в бюджет страны НДС и налог на прибыль. При этом и налогоплательщик не будет обижен -- ведь номинальный размер отчислений не увеличится.

Стало быть, от реализации созревшего в регионе проекта в конечном счете выиграют все. Но на Печерских холмах мало кто хочет это понять: "Местные налоги -- местная проблема"...