1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №63 (318) за 06.04.99

УБИЛ В ДЕТСТВЕ ЛЯГУШКУ? НЕЛЬЗЯ ТЕБЕ БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ

В июле на лондонском совещании министров экологии и медицины 50 стран мира будет представлена концепция экологического образования, разработанная в Днепропетровске. Ее создатель -- академик Украинской экологической академии наук Лев Гербильский -- в научных кругах Европы известен как создатель медицинской экологии.

-- Наука эта сравнительно молодая, -- говорит Лев Викторович. -- Казалось бы, понятно, что медицина и экология должны идти рука об руку, но они рассматривали проблему отношений людей и природы с диаметрально противоположных позиций. Медицина ориентирована на человека, а природа -- с ее микроорганизмами и паразитами -- для медицины, как правило, противник. Зато для эколога природа -- сама по себе благо, а человек оценивается по его влиянию на природу. Потому-то медики и экологи долгое время не находили общего языка.

Изучает медицинская экология три глобальные проблемы. Первая -- доказать воздействие экологии на здоровье человека. Это не так просто, как кажется. Яркий пример -- отравления людей соединениями ртути в Японии. Симптомы были налицо, но в сточных водах предприятия -- виновника загрязнения -- концентрация ртути оказалась мизерной. Ученые работали не один год, чтобы установить зависимость: ртуть поглощали микроорганизмы, которых, в свою очередь, поедали более крупные морские животные и так далее по цепочке. В результате рыба, которую ели люди, содержала довольно ощутимую дозу опасных соединений.

Вторая задача науки -- оздоравливать человека и адаптировать его к сегодняшней природе, при этом очищая и ее. Но главной академик Гербильский считает третью задачу -- экологическое образование.

-- Убил, допустим, мальчик лягушку, -- говорит он. -- Значит, сотни комаров, которых она не съела, будут его же беспокоить. Если ему это вовремя не объяснить, то, став директором предприятия, он сбросит в водоем какую-то гадость, погубит сотни лягушек и нарушит экологическое равновесие.

В необходимости экологического образования никто не сомневается. Но как сделать его эффективным? Единого мнения на этот счет нет. На Западе сложились два подхода. Первый -- альтруистический: природу нужно любить и оберегать, потому что она живая. И второй -- прагматический: если не будем беречь природу, очень скоро истощим ее ресурсы, а это -- гибель цивилизации. Если к этим двум подходам добавить жесткое экологическое законодательство Запада, то можно говорить об определенном эффекте. Но все же такая система несовершенна, считает академик Гербильский. В ней больше принуждения, чем сознательности. Пропаганда любви к природе и страх перед исчерпанием нефти -- вещи абстрактные. Рядовой человек обычно об этом не думает. Да и проблемы экологии в каждой стране свои. Как же найти общий знаменатель?

-- Новизна нашей системы экологического образования в том, что она ориентирована на здоровье, -- говорит Лев Викторович. -- Если уже в раннем возрасте человек осознает зависимость своего здоровья от здоровья окружающей его экосистемы -- города, страны, планеты, -- то это, безусловно, даст результаты в будущем.

Уже в садике ребенку нужно дать первые сведения о природе. А в школе -- валеология, экология и экологизация естественно-научных предметов. Намного важнее и интереснее изучать, скажем, по химии свинец с точки зрения его вреда для здоровья, чем абстрактный металл из менделеевской таблицы. Ну и, разумеется, нужны хорошие учебники и методики. Первоклашка, например, с удовольствием будет спасать лягушку в компьютерной игре. А выпускнику под силу более сложные задачи: создать модель отлова рыбы в водоеме, которая бы позволяла не нарушить природное равновесие.

Самое интересное, что эта концепция уже внедряется в Днепропетровске при поддержке городского головы Н.Швеца и вице-мэра В.Павлова (кстати, он один из ее соавторов) в течение последних трех лет. Получила она и международное признание -- ее использовали при составлении Афинской декларации ВОЗ 1998 года, она имела успех на конференции международной организации "Врачи за окружающую среду" в марте этого года во Флоренции. А неделю назад ее представили в Верховную Раду. Будет ли такое экологическое образование в Украине -- зависит от парламента. От слаженности работы трех министров. От бюджета. И еще, наверное, от тысячи обстоятельств.