1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (372) за 26.06.99

ЗАРПЛАТУ ПУЛЕМЕТАМИ НЕ ВЫДАШЬ...

...Погода здорово подвела город Хмельницкий. Самолету, которым летела правительственная делегация во главе с премьер-министром Украины Валерием Пустовойтенко, -- посадку не дали. Посему пришлось приземляться аж в Виннице. И машинами добираться сначала в Каменец-Подольский, а затем уже в Хмельницкий.

И хоть погодный фактор внес серьезные коррективы в регламент рабочей поездки, практически все из запланированного накануне -- успели сделать.

КАЖДЫЙ КРЕСТЬЯНИН ЖДЕТ ДОЖДЯ

Раз уж так получилось, то по дороге от Винницы и до Каменца из окошка машины можно было прекрасно рассмотреть все свекольные плантации разных хозяйств. И сравнить -- визуально. Где обработаны, где свекла в корень пошла, потому что вовремя прорежена... А где, простите за каламбур, еще и конь не валялся.

Первая остановка -- на поле сельхозкооператива "Козацька долина" в селе Вихровка Дунаевецкого района. Ровные рядочки свеклы, ухоженное ячменное поле. "Вот хорошо, что дождь пошел, -- говорит председатель. -- Два месяца ждали. Прямо, как на заказ: к приезду премьера и погода ладная!.."

Что более всего нынче волнует село? Кроме дождей, конечно... Преддверие уборки урожая. А это значит -- бензин, солярка. Треволнения, что не хватит горюче-смазочных, боязнь, что резко подскочат цены.

-- Такое ощущение, что Россия блокирует поставки топлива... Поэтому буквально вчера мы договорились с Азербайджаном о том, что 500 тысяч тонн дизтоплива поступит в Украину. Причем, 150 тысяч тонн уже в июле. Так что к жатве наши хозяйства не должны ощущать дефицита, -- сказал Валерий Пустовойтенко.

Более подробно ситуацию с ГСМ, а также с нефтью -- транспортировкой и переработкой -- премьер объяснил уже в конце рабочей поездки, отвечая на вопросы журналистов.

-- Я поддерживаю строительство нефтепровода "Одесса-Броды", -- сказал Валерий Павлович. -- Потому что Украине это выгодно, и будем иметь дополнительную копейку, если транспортировать нефть в Польшу и дальше. Уже подписано постановление Кабмина, направленное на стимулирование импорта нефтепродуктов. Будут снижены тарифы на транспортировку -- это выгодно.

-- Цены на бензин будут возрастать?

-- Уже разработан ряд мер, направленных на приостановку роста цен на нефтепродукты. В этом плане нас заботит более всего то, что идет на агропромышленный комплекс, народное хозяйство.

-- А государственное регулирование цен вообще-то предусмотрено?

-- Есть закон, и областные управления цен не только имеют право, но и должны следить за этими ценами. Законом предусмотрено, что при любом росте цен на нефтепродукты -- все возвращается в бюджет. Кстати, помните, года полтора назад, когда старались повысить цены, -- все было приведено в соответствие с законом. И сейчас приведем...

ЛЕТЕЛИ МОНЕТКИ В "ДОЛГОВУЮ ЯМУ"

Те, кто хоть раз побывал в Каменец-Подольском, на вопрос: "Что запомнилось?" непременно ответит : "Крепость". Каменные стены "фортецi" видны из любой точки города: крепость-то -- на горе. Но и не только потому, что видна отовсюду. Древнее строение уникально: говорят, что только польский город Краков может похвастать таким потрясающим по красоте и исторической ценности памятником.

Жители Каменец-Подольска считают свою крепость -- святыней. Даже свадебные кортежи непременно приезжают сюда. А молодые -- по традиции -- должны бросить монетку в "долговую яму". Представьте себе: старинный "колодец" с решеткой -- яма, куда издревле принято было сажать должников. Так вот чтобы посетители музея более наглядно что ли представили всю картину, на дно ямы "посадили" муляж -- фигуру "должника". Сидит он, такой печальный, а "в руках" шляпу держит. Считается: если бросить монетку сквозь решетку, а она упадет прямо в шляпу, -- будешь всю жизнь несметно богат.

...Кое-кто из членов делегации, а также сопровождавших их лиц, монетку бросил (попал -- не попал -- не видела, не скажу), а вот то, что премьер не верит в "забобоны" -- это уж наверняка: монеток Валерий Павлович не бросал...

Вопрос, который волновал премьера, -- это восстановление уникального памятника. Бережное отношение к историческим ценностям, коими богата земля Каменца. И конечно же -- экстренная помощь в этом правительства.

Крепость, старинный костел, древние мосты, исторический музей -- всюду премьер ходил "не на экскурсию", а чтобы воочию от людей, работающих здесь, услышать: в чем нуждаетесь, какие проблемы, что требуется для того, чтобы достояние республики сохранить, сберечь и для потомков.

Жители города, с которыми журналисты общались на улицах, были приятно удивлены: "Надо же... Мы как-то смирились, что к культурным ценностях, музеям отношение в стране -- по "остаточному принципу", то есть -- "выживайте сами", потому что на более важное у государства денег нет. И тот факт, что делегация из Киева приехала, чтобы помочь городу. Это... Ну, в общем, мы даже не ожидали."

НОУ-ХАУ в ГУМЕНЦАХ

...В селе Гуменцы появилось "ноу-хау" не случайно. Директор агрофирмы "Авис" признался, что долго искал автора рацпредложения, которое они-таки внедрили у себя в хозяйстве.

-- Лет пять искал... А вообще-то патент на рацпредложение автор получил еще в советское время. И наконец разыскал изобретателя, построили мы этот комплекс -- мини-завод "Экогран"... И уже три месяца работаем.

Не буду говорить загадками: "ноу-хау" касается переработки органических отходов. Обилие этого добра в любом сельском хозяйстве -- головная боль. Запах отвратительный, непонятности с утилизацией. Что с ними делать? Клубнику удобрять? Под яблони закапывать? Но землю "пережжет", например, куриный помет. И коровий "послед" -- тоже рачительный хозяин не будет торопиться сразу в землю зарывать: надобно высушить, надобно разбавить, а уж после удобрять...

"Авис", где и куры, и свиньи, и крупный рогатый скот, и лошади есть, а значит огромное количество экскрементов, плюс на спиртзаводе отходы от переработки яблок, -- благодаря "ноу-хау" идет в дело вся эта органика. И делает из этой всей прелести кормовые добавки, экологически чистые. И планирует даже экспортировать продукцию.

На стенде, который красуется при входе в агрофирму, написано: "Экогран" -- технология 21-го века... Но не только "ноу-хау" -- следующий век. И фирменный магазин для односельчан, и зоопарк, и даже картинная галерея -- это тоже новая психология обычного, казалось бы, отдаленного от центра села.

"ТАК-ТАК-ТАК", -- ГОВОРИТ ПУЛЕМЕТЧИК"

...Завод, который выпускает всевозможные высокоточные изделия для Минобороны -- типа артиллерийских комплексов, танковых пулеметов, капсул для артснарядов и т.д. После заключительной фразы, которую произнес, обращаясь к рабочим, премьер, -- завод буквально взорвался. Аплодисментами.

Дело в том, что Валерий Павлович пообещал в кратчайшие сроки рассчитаться с долгами. А задолжало государство этому оборонному заводу -- ни много, ни мало -- 3 миллиона гривен.

Конечно, люди у нас терпеливые. Без зарплаты по полгода, по году могут жить и ждать... Где-то умудряются заводы платить зарплату продукцией, которую выпускают -- кастрюлями, автомобильными шинами, например. Но здесь-то, сами понимаете, -- пулеметами "не выдашь" -- ни получку, ни отпускные...

Так что весть о трех миллионах, которые глава Кабмина сказал, -- народ просто-таки окрылил...

КОМБАЙНЫ "С ПОТЕКАМИ"

...Делать собственную сельскохозяйственную технику -- разумно для предприятия подобного профиля. Размещать на заводских площадях выгодные контракты с иностранцами -- тоже дело хорошее.

Вот и в городе Хмельницком объединение "Пригма-Прес" подружилось с немцами так, что стало как бы сообща делать всякие уборочные комбайны. Но не спешите радоваться за смекалистого отечественного производителя...

Весь фокус в том, что контракт с немецкой фирмой крайне невыгоден. Во-первых, потому, что технология "новых машин" -- не просто не "новая", а вообще "вчерашний день". Во-вторых, львиная доля процентов от совместной работы капает в карман немцев. А выгоды для отечественного производителя -- мизер, если не убыток... В-третьих, оказывается, ничего на бывшем заводе по производству станков (где разместилось СП) не производится. Просто идет сборка. Все детали -- до мельчайших винтиков-шпунтиков -- поступают из-за границы. А продавать машины -- вроде как забота наших.

-- Почем такой комбайн? -- просила я у представителя СП.

-- Недорого... Тысяч 300, -- с улыбкой ответил он.

...Министр промышленной политики Украины Василий Гуреев, который был в составе делегации, очень доходчиво объяснил мне ситуацию с немецкими комбайнами:

-- Украине такие предложения -- не выгодны. Мало того: цена собранных здесь немецких комбайнов минимум в три раза выше, чем таких же отечественных.

-- Так почему вы не вмешиваетесь в такие ситуации: завод, фирма, какое-нибудь акционерное общество размещает у себя заранее убыточный или просто невыгодный заказ?

-- Но мы же -- в рынке, и каждый хозяин имеет возможность "собирать" из отечественных или импортных деталей, что ему надо, если хочет конкурировать. Пожалуйста, финансируйте сами, закупайте детали, можете готовые машины... Но сами и ищите покупателя для этой продукции. Здесь нет проблем... И если у вас никто это добро не купит -- обижайтесь на себя. Потому что любой хозяин, прежде чем купить технику, изучит все варианты. И из всех предложений, конечно же, выберет оптимальный. А варианты -- есть.

...Все верно. Только, знаете, грусть-тоска в душе явилась, как только вблизи рассмотрели мы эти "супер-шик" немецкие комбайны, собранные в хмельницком заводском цеху. Выкрашены они были так халтурно -- "с потеками" краски, с "просветами", в общем, "абы-как"... Неужто думали, что здесь все "сойдет"?..

-- ...А вот в Бородянке! -- между собой делились члены делегации, покидая грустный цех "Пригма-Прес".

В Киевской области на Бородянском заводе делают действительно отменную технику: и дешевле в несколько раз этой, и надежней, и -- уж точно -- "без потеков"...

...Самолеты взлетают в Хмельницком до девяти вечера -- только в световое время. Делегация успела подняться на борт минут за пять до времени "Ч". В столице же к вечеру погода не изменилась: поэтому самолет премьера обратный рейс завершил именно в Киеве.