1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (215) за 04.11.98

МЕНЯЮ НЯНЮ НА ДЕТСАД

Несмотря на появление мини-садиков, нянь и гувернанток, более миллиона наших детей посещают восемнадцать тысяч обыкновенных детских садов.

С трех лет воспитанием Димы занималась гувернантка -- в шесть он сам читал сказки, одолел таблицу умножения и начальный курс английского. В его дальнейших успехах не сомневался никто. Но в дневнике запестрели "тройки", а Дима категорически отказывался идти в школу. Родители недоумевали, тем более что соседский мальчик, лишь перед школой увидевший букварь, благополучно ужился в коллективе и учился на четыре-пять. Няня к нему не приходила, он посещал обычный детский сад.

-- Научить читать и писать -- часть подготовки ребенка к школе, -- объясняет Вера Кузьменко, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии Киевского межрегионального института имени Гринченко. -- Он должен научиться общаться, иначе будет чувствовать себя некомфортно, стремиться к уединению или конфликтовать с другими детьми. Нередко "домашний" ребенок, имея немалый багаж знаний, не может себя проявить, потому что не умеет контактировать с людьми.

Сейчас большой выбор дошкольных учреждений -- кроме обычных, есть детские сады, работающие по авторским программам, где практикуется так называемый "лично ориентированный подход к ребенку", включающий уменьшение жесткости в воспитании, всестороннее развитие личности.

-- В условиях выживания за последние шесть лет в Украине закрылось 5800 детсадов. Остались сильнейшие: с изучением иностранных языков, хореографии, рисования, актерского искусства. Родители могут выбирать. Министерство образования вынуждено ограничивать объемы дополнительных нагрузок для дошкольников в таких детсадах, -- рассказывает Людмила Кормилицина, начальник отдела дошкольных учреждений Минобразования. -- Сейчас дошкольное воспитание ребенка превратилось в форсированную подготовку, нередко уровень знаний превышает необходимый первокласснику. Акцентировать внимание нужно не на интеллектуальном развитии, а на психологической готовности ребенка к школе. Это и практикуется в обычных детсадах. Но, к сожалению, их воспитанников в последнее время стало вдвое меньше.

Между прочим, в Белоруссии за годы независимости закрылось всего 500 детсадов, и недавно принят закон о запрете их ликвидации. Видимо, наши соседи оценили преимущества традиционного дошкольного воспитания.