1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №81 (336) за 05.05.99

ГИБЕЛЬ ВОЖДЯ

До сих пор следствие по делу Чорновила не закончено, сами обстоятельства трагедии обрастают легендами и порождают подозрения. На сороковины гибели вождя Руха его пресс-секретарь Дмитрий Понамарчук, -- непосредственный участник тех событий, чудом уцелевший в разбитой машине, анализирует причины происшедшего. В свои тридцать шесть Дима входит в число старейших руховских аксакалов, будучи одним из самых близких и доверенных лиц Вячеслава Максимовича.


Вячеслав Чорновил и Дмитрий Понамарчук
-- Твоя первая мысль, когда ты увидел мертвого Чорновила?

-- Катастрофа. Я был потрясен и ничего не осознавал, кроме одного -- Катастрофа!

-- Были ли основания у Вячеслава Максимовича остерегаться в последнее время каких-либо ЧП?

-- Предчувствие катастрофы витало в воздухе. В течении трех месяцев нынешнего года я не сопровождал Чорновила в поездках по областям. Но именно в тот день я решил ехать, и именно я настоял на отправке двух машин -- поразительное совпадение. Почему-то понял, что должен быть рядом с Вячеславом Максимовичем, хотя объективно у меня не было причин срываться из Киева в Кировоград, в четверг, среди недели. Обычно Чорновил посещал области вместе с руховским кандидатом в президенты Геннадием Удовенко в одном автомобиле. Если бы Удовенко по своему обыкновению тоже находился в Тойоте, то Рух остался бы без обоих наиболее популярных лидеров. Сам не знаю как спасся. Все вокруг было залито бензином. Мелькнула мысль: откуда здесь столько воды? Любая искра, замешкайся Андрей Ницой, офицер охраны Виктор и шофер Олег из машины Удовенко, и на дороге бы остался лишь пепел. Ни следов, ни улик. Руху было бы уже не до президентских выборов. Совпадение?

-- Ты близко работал с Чорновилом с июля 1991 и, должно быть, изучил его привычки лучше, чем любой другой сотрудник. Присутствовали в поведении Вячеслава Максимовича 25 марта какие-либо "нотки" тревоги, беспокойства?

-- Раскол в Рухе, конечно, не повод для оптимизма. Но потому я и дал Чорновилу партийное прозвище "Вождь", что он как Вождь всегда вел за собой, заряжал своей энергией и верой окружающих. Накануне раскола на заседаниях Центрального провода кое-кто демонстративно пытался вывести Вячеслава Максимовича из душевного равновесия. Был слышен циничный шепоток, -- мол, доведем его до такого состояния, что он физически не выдержит. Уверен, -- никто другой не вынес бы такого мощнейшего прессинга, как Чорновил в последние месяцы. Но сломать его морально не удалось ни в якутских карцерах, ни в кабинетах на Банковой.

-- Сторонники Юрия Костенко говорят, что бескомпромиссная свита вынуждала вождя бороться до конца. Это требовало от него постоянных визитов в областные организации. Поскольку график был очень насыщенным, ему приходилось ездить на предельно высоких, рискованных скоростях.

-- Ничего подобного. Вячеслав Максимович был политически самодостаточен, как раз он лично заставлял планировать все новые и новые поездки. Интенсивность его нынешней работы была вполне нормальной. На выборах 1994 года он ездил по регионам на порядок активней.

ОН НИКОГДА НЕ ПРОСИЛ СБАВИТЬ ХОД

-- В общем, ни для кого не было секретом, что Чорновил любил мотаться по ночам на скорости примерно в 120 -- 160 км по определенным маршрутам?

-- Увы, он никогда не просил сбавить ход. Да и Женя Павлив -- профессиональный автогонщик. Тойота -- новенькая, в полной исправности. Чорновил неоднократно ездил за городом и в более позднее время, и в скверную дождевую погоду на скоростях до полутора сотен километров. И ни разу у меня не возникало беспокойства. Кстати, хотя на спидометре предельная скорость -- 220, Женя накануне говорил мне, что больше 180 машина не делает. Маршрут кортежа можно было просчитать заранее, ведь он накатан за долгие годы. Расписание мероприятий, запланированных в Кировограде -- это несекретная информация. Поэтому место и время встречи можно было предусмотреть. Утром, в Верховной Раде должен был рассматриваться принципиальный вопрос по НАТО, и потому возвращение в Киев было неизбежно.

-- Как выглядел водитель Павлив в тот день?

-- Как обычно. 25-го, в 5.10 утра, машина ждала меня под подъездом, причем Женя уже успел забрать Чорновила.

-- Возможно, переутомление?

-- Исключаю. Накануне он отвез меня домой примерно в 19.20. Было время выспаться. Да и Кировоград, куда мы направились в тот злополучный день, -- маленький город, движение там спокойное. Пока Чорновил мотался по всяким мероприятиям, Павлив дремал в машине почти целый день.

-- Но 24-го водитель попал домой не ранее 20 часов, полтора-два часа потратил на домашние дела. А чтобы в 5 утра у тебя быть уже с Чорновилом, ему надо было встать в 3 -- 3.30 утра. Какой тут отдых? Плюс такая версия: скучно ведь в Кировограде за баранкой париться, можно пропустить пару глотков пива... Все равно никто не "тормознет" -- номера "козырные".

-- Абсолютно невозможно. Павлив был настоящий профессионал и не давал повода усомниться в себе. Иначе я бы не спал в его машине так спокойно, даже ботинки иногда снимал.

-- Твое мнение о работе правоохранительных органов.

-- Пока воздержусь. Хотя меня сразу покоробило, что министр внутренних дел Кравченко 26-го марта, когда следствие еще не опросило всех свидетелей, уже отрапортовал, -- мол, авария чисто случайная, никакого злого умысла не было. Также мне непонятна путаница в показаниях очевидцев столкновения. Шофер "КАМАЗа" заявил, что он якобы стоял перед своей машиной и размахивал руками, сигналил остановиться. Однако подъехавшие через две минуты Ницой и Удовенко никого вблизи "КАМАЗа" не видели, -- люди сидели в кабине. Далее. Водитель грузовика утверждает, будто в момент удара машина стояла. Но по следу шин врезавшейся Тойоты понятно, что "КАМАЗ" протащил ее за собой. Значит, "КАМАЗ" не стоял и его шофер не мог размахивать руками.

ОПАСЕН КАК АККУМУЛЯТОР

-- Если предположить, что авария подстроена, то надо установить, кому она выгодна. Резонансное убийство Дейнеки, исчезновение руховца Бойчишина доказывают, что в Украине никого не устраняют по политическим мотивам. У нас убивают только тех, кто знает много секретов экономического характера. Что же такого Чорновил знал о бизнесе, чего бизнес не смог бы ему простить?

-- Нет сомнений, что лидер Руха был одним из самых информированных людей в областях политики и экономики. Обладая аналитическим складом ума, Чорновил прорабатывал невероятные объемы, в том числе, закрытой, секретной информации. Администрация Президента делает свои оценки, Кабмин -- собственные, ВР -- тоже. Каждая фракция зависит от одного из этих трех центров власти, и потому судит о ситуации одномерно. Высокое положение Вячеслава Максимовича, многолетние связи давали ему возможность контактировать с большей частью деятелей политики и экономики, делали независимым от определенных источников информации. Поэтому он был опасен как аккумулятор таких знаний. Его информированность, желание делать самостоятельные шаги, конечно, здорово могли мешать чьему-либо бизнесу.

-- Не секрет, что многие лидеры фракций активно занимаются лоббированием экономических проектов. Бесконечные взаиморасчеты и подряды, которые вождь мог негласно выбивать, превратили его в опасный кладезь коммерческих тайн. Таким был и Вадим Гетьман, не так ли?

-- Чорновил был запрограммированной жертвой, потому что он не прогибался под изменчивую систему. То, что он делал, всегда было подчинено высоким политическим идеалам. Относительно тайн... Думаю, аналогия с Гетьманом здесь уместна лишь отчасти.

-- Говорят, что Чорновила с Гетьманом объединяла общая симпатия к главе Национального банка Украины Виктору Ющенко. Якобы этот тандем мог добиться от Виктора Андреевича выдвижения на пост президента на выборах-99.

-- Гетьмана убили 22 апреля, а 24-го он должен был встретиться с Чорновилом и обсуждать как раз вопрос об участии Ющенко в выборах. Я знаю это из уст Вячеслава Максимовича. Без такой опоры как Гетьман Ющенко не решился разыгрывать президентскую карту. Чорновил все это понимал, но до последнего дня надеялся на Виктора Андреевича. И не потому, что зациклился на этом кандидате. Просто вокруг Ющенко, даже не баллотирующегося пост президента, можно было создать атмосферу для формирования единого национально-демократического фронта.

Теперь, после смерти Чорновила, можно однозначно сказать: такого фронта на этих выборах не будет. Я могу раскрыть содержание последнего неформального обмена мнениями по данному вопросу Вячеслава Максимовича с лидером НДП Анатолием Матвиенко. Последнему предлагали: "Толя, давай заключим союз, -- по-быстрому, пока есть время для раскрутки единого кандидата". Но НДП отказалась делать это до выборов. Сегодня для кое-кого выгодней поманеврировать на жирной предвыборной ниве. На выборах можно торговаться, пробивать государственные посты и финансирование.

-- Как ты, в связи с вышеизложенным, оцениваешь деятельность Костенковского крыла НРУ?

-- Большинство, вчера еще преданных соратников, не хотело прислушиваться к Чорновилу, а резко пошло против. Вот есть у вас, допустим, туго набитая копилка, и хотите вы оттуда достать денег. Разумный человек вытягивает монетки-компромиссы по одной, аккуратно. А другому надо сразу много, он готов вообще разбить копилку. Увы, разбить копилку возжелало сразу две трети руховской фракции. Вождь обращался к ним: давайте проведем вместо двух разных один объединительный съезд. Ему в ответ, -- дескать, организационная машина уже запущена, подготовка закончена, "поезд ушел". Страшный безликий организационный аппарат протаранил партию. Чорновил прежде помогал каждому, прекрасно видя их человеческие слабости, но такая безотказность ему же в результате и вышла боком. Он говорил: "Я, к сожалению, верил больше словам, нежели поступкам".

-- У тебя есть основания подозревать кого-либо в "заказе" смерти Чорновила?

-- Для меня важно одно: пусть установят, было ДТП умышленно подстроено или это несчастный случай. Если был умысел, тогда в ходе следствия можно будет вычислить заказчиков. На тех, кто не станет играть в открытую, начнет изворачиваться и юлить, на них и проявится каинова печать.