1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №49 (304) за 17.03.99

ЧТО В НЕБЕ ГЛАВНОЕ? КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Польским авиалиниям LOT -- семьдесят. Несмотря на столь почтенный возраст, LOT -- самый молодой в Европе флот. Молодой в том смысле, что это первая в бывших соцстранах авиакомпания, полностью оснащенная западной техникой, где на сегодняшний день нет ни одного самолета старше пяти лет. А в Польше -- единственная из компаний, которая летает. Практически во все страны Западной Европы. В Северную Америку, на Дальний Восток, в США... В Украину в том числе. Мой собеседник -- вице-президент компании Марек Сидор.

-- Есть у нас известная песня о летчиках, а в ней слова: "первым делом -- самолеты"... Вот с них давайте и начнем. На чем летаете?

-- До 80-х годов у нас было около сорока самолетов: Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-24. Но когда семь лет назад началась приватизация LOT, всех их постепенно стали продавать. Почему? Не потому, что плохие. В техническом отношении Ил-62, например, очень хорошая машина. Я видел, что ее и сейчас используют в Америке. Нам они не подходили по двум аспектам -- неэкономичны (требуют очень много топлива) и довольно сложное техническое обслуживание.

-- А насколько безопасны? Тоже ведь не последний показатель. Безопасность и сервис -- вот, пожалуй, первое, на что обращает внимание рядовой пассажир.

-- Что касается сервиса, то, как говорится, судить не мне. Хотя, если откровенно, нареканий на этот счет приходится слышать крайне редко. Скажу больше: последние четыре года подряд престижный британский журнал "Business Travel World" присуждал LOT титул лучшей линии в Средней и Восточной Европе. О чем-то это говорит! Безопасность... У нас было две серьезные авиакатастрофы. В 80-м и 89-м годах. Обе на трансатлантическом маршруте -- в Нью-Йорк и из Нью-Йорка. Обе -- на Ил-62.

-- Вы избавились от советских самолетов и приобрели...

-- В основном Боинги. Есть французско-итальянские ATR.

-- Вы обмолвились о приватизации LOT.

-- Это самое главное на сегодняшний день. Процесс длится уже семь лет, но еще не завершен. Однако иного пути нет. Последняя дотация, которую мы получили, была на внутренние линии, к тому же чисто символическая. Если не ошибаюсь, еще в 74-м году. Мы сами себя обеспечиваем. Все самолеты, которые мы купили, -- это 12-летний кредит без гарантии государства.

-- Даже так?

-- Государство нам помогает. Но не финансами.

-- Льготными налогами?

-- Налоги высокие. В этом плане нам тяжелее даже, чем в Росии. Платим и с оборота, и с прибыли. Самый большой налог с заработной платы --до 60 процентов.

-- В Польше у вас есть конкуренты?

-- В стране зарегистрировано 50 авиалиний. Но зарегистрировать -- дело несложное, летать -- совсем другое. Некоторые компании "связаны" с Торонто. Но в маленьких объемах. Регулярные полеты совершаем только мы и "Евролот". Но "Евролот" обслуживает лишь внутренние линии.

Главные конкуренты -- "Люфтганза", "Дельта", KLM. У нас в стране рынок пассажирских перевозок развивается очень быстро. А есть рынок -- следовательно, есть выбор. Где лучше, где дешевле... Это обстоятельство нас здорово подстегивает.

-- Но ваш рынок, надо понимать, не только Польша?

-- Стратегически самый важный -- Западная Европа. Восточная -- тоже, но в меньшей степени. С восточными соседями у нас много планов, но, надо признать, рынки еще не развиты и развиваются не так быстро, как хотелось бы, как представлялось десять лет назад. В этом плане Украина выглядит предпочтительнее других. И перспективнее. Если говорить о связях, то нам пока ближе компания "Авиалинии Украины". Но и с Ukraine International мы намерены тесно сотрудничать. Прямыми рейсами связаны наши столицы. Есть транзитные через Польшу в Бангкок, США и Канаду. Помимо чисто экономического интереса в отношениях между нашими странами, как мне представляется, должен присутствовать и тот фактор, что мы соседи. А применительно к нашей сфере деятельности это: я тебя хорошо довезу, если ты меня хорошо довезешь. Мы должны знать друг о друге. А знать -- это прежде всего видеть. Как живут в Киеве, Львове. Как живут в Варшаве.

-- Где ваши пилоты получают образование?

-- Лучшие обучались в США. А на первоначальном этапе -- в институте авиации Польши, аэроклубах и в армии. Сначала пилот летает на самом легком -- ATR-72. А дальше все зависит от него самого.

-- Быть сотрудником LOT престижно?

-- Полагаю, да. Рынок большой, можно заработать больше, чем в других компаниях. Самая высокая зарплата пилота 20 000 злотых (6 тысяч долларов). Кассиры, технические сотрудники, обслуживающий персонал получают, конечно, меньше.

-- Сам собой напрашивается вывод, что LOT -- компания преуспевающая.

-- Безусловно. В двадцатых годах при эксплуатации двадцати самолетов, обслуживавших девять городов, перевозки составляли где-то около 16 тысяч пассажиров ежегодно. А сегодня только североатлантическими маршрутами пользуются приблизительно 200 тысяч. Вывод можете сделать сами.
\Вот так все начиналось