1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (260) за 13.01.99

"ДЕД МОРОЗ! СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ Я НИКОГДА НЕ ХОДИЛА В ШКОЛУ"

Такое отчаянное письмо с криво написанными буквами и ошибками в каждом слове бросила в почтовый ящик первоклассница Катя. Конечно, до адресата на Северный полюс оно не дошло. Почтальон просто отдала его родителям девочки. Они растерялись -- что делать?

Всегда занятый папа считал, что эти глупости нужно раз и навсегда выбить из головы дочки. Мама предлагала хорошенько объяснить ей, почему нужно ходить в школу. А бабушка, живущая в другом городе, вызвалась приехать, чтобы помочь внучке делать уроки.

-- Это не такая уж редкая ситуация: нормальный здоровый ребенок с нетерпением ожидает, когда же он станет первоклассником, -- говорит школьный психолог Наталья Корсакова. -- Но проходит полгода или год учебы, и у малыша формируется отрицательное отношение к школе. Родители чаще всего считают, что это лень. Однако трудности с обучением всегда имеют конкретную причину. Она таится в самой индивидуальности школьника -- насколько развиты функции его мозга: речь, образная и слуховая память, мышление, произвольное внимание. И потому возможны разного рода неожиданности.

Например, у Кати неплохо развита устная речь. Бойкая девочка во дворе -- заводила всех игр. Никто не сомневался, что и в школе все у нее будет хорошо. И вдруг неудача за неудачей. Оказалось, что Катя медленно пишет, пропускает буквы и не дописывает окончания. В результате получает плохие оценки. Для уверенной в себе девочки, лидера по натуре, было нестерпимо стать аутсайдером. А причина ее отставания -- недостаточно сформированная слухоречевая память. Кстати, этот вид памяти у современных детей страдает все чаще и чаще. И многократные переписывания домашних работ, как заставляла Катю мама, не помогут. Нужно было развивать у ребенка способность запоминать на слух, то есть читать ей, например, сказки и просить их пересказывать.

Нередко виноват другой, не менее важный фактор. Он связан с работой лобных отделов мозга, развитие которых заканчивается в 12 лет. Психологи называют его произвольной регуляцией психической деятельности. Проще говоря, это способность школьника выдвигать цели в соответствии со своими потребностями, адекватно действовать и уметь контролировать их выполнение. Можно привести сколько угодно примеров нарушения такого контроля у детей. Маша не дописала упражнение до конца. Сережа не проверил диктант. Юля все время отвлекается.

А если навык не сформирован? Взрослые должны до мельчайших подробностей проработать с ребенком любые сложные алгоритмы действий. Например, как накрывать на стол? Разбиваем задачу на простые этапы, чем их больше, тем лучше. Сначала стелим скатерть, потом кладем салфетки, затем ставим тарелки и так далее. А в конце проверяем -- все ли выполнено.

Каждый человек обладает своим потенциалом энергии. Есть люди психически сильные или, как говорят психологи, стеничные. Они могут долго сохранять активность. А есть астеники, которым необходимо часто чередовать работу и отдых. Этот баланс возбуждения и торможения у детей еще очень нестабилен. Все учителя знают такой эффект: если их урок идет после физкультуры, дети долго не могут сосредоточиться, например, на математике.

К сожалению, энергетический фактор особенно подвержен воздействию самых разных "вредностей". Это плохая экология, инфекционные заболевания детей, переживаемые ими стрессы и конфликты. Под действием любой такой неприятности у ребенка-астеника нарушается сон, он медленно включается в работу, быстро устает. А что происходит с его памятью! Этим детям помогут упражнения на развитие произвольного внимания и правильно дозированный отдых. Некоторым не повредит и настойка пустырника на ночь.

Конечно, это лишь некоторые причины школьных неудач. Есть и совсем другие, происходящие от слишком большой опеки. Например, родители "делегируют" детям свои неосуществленные планы. "Я не стала экономистом, а ты обязательно должен стать!" Происходит это по большей части бессознательно. Но от детей при этом требуют того, что им не интересно. Идя на поводу собственных амбиций, некоторые родители отдают своих чад с совершенно обычными способностями в школы или классы для одаренных и лишают их детства. Ребята страшно перегружены, они не успевают играть, дружить, что им совершенно необходимо. Порой родители таскают детей по разнообразным спортивным, музыкальным и художественным секциям. Вынужденные жить в несвойственном деловом темпе, дети мучаются и в конечном счете могут даже заболеть.

Если вы вдруг узнали себя в этой ситуации, разберитесь в собственных проблемах. При виде школьных неудач своего ребенка, вы должны в первую очередь задуматься: в чем причина и как я могу помочь? Двойки в дневнике первоклассника -- это не вина его, а беда. Не стесняйтесь прийти за советом к школьному психологу. Любовь родителей и знания специалиста помогут ребенку успешно преодолеть первые неприятности школьной жизни.