1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №67 (322) за 10.04.99

НАС ХОТЕЛИ ЗАСТАВИТЬ ПИТЬ САМОГОН И КУРИТЬ САМОСАД

"Питие для нас есть веселие", -- этой фразой Владимир Креститель еще тысячу лет назад определил значение хмельного зелья для славянской души. В нынешнее же смутное время застолье с чаркой "зелена вина" для миллионов украинцев превратилось едва ли не в единственную возможность ненадолго позабыть о тяготах и лишениях. Однако в прошлый четверг в родном парламенте была предпринята серьезная попытка лишить нас последней радости -- или же всем миром перейти на пойло типа "самжене" и курево марки "самокрутка". К счастью, эта попытка позорно провалилась: "против" проголосовало 240 депутатов, тем самым показав, что ничто человеческое им не чуждо.

От рассматриваемого в этот день законопроекта "О государственной монополии на производство и оборот алкоголя и табачной продукции" на версту несло дешевым популизмом. Впрочем, дешевым ли? Подобное, и даже более мягкое, вмешательство правительства, в августе 1998-го повысившего акцизы на ликеро-водочную продукцию, привело к остановке половины отечественных производителей алкоголя, вызвало "затопление" украинского рынка венгерской, польской etc водкой сомнительного качества и воодушевило на "трудовой подвиг" самогонщиков всех мастей и разновидностей. А в итоге бюджет потерял 300 млн. грн. поступлений, страна -- сотни граждан (ежегодно из-за недоброкачественного алкоголя умирает около 10 тыс. украинцев), а одну из самых надежных и рентабельных отраслей едва откачали, вернувшись к прежним ставкам акцизов.

Давешний законопроект обладает еще большей убойной силой. По заключению экспертов Центра развития украинского законодательства, даже название этого документа не отвечает его сути и задекларированным целям. Из текста проекта становится понятным, что главным заданием этого нормативного акта является регулирование производства и оборота алкоголя и табака, а не создание соответствующей госмонополии. К слову, подобная монополия введена всего в 18 странах мира, ни одна из которых не числится в списке развитых. В таких же странах, как США, Германия, Япония, контролируется лишь качество конечного продукта, а не полный цикл производства, как предлагалось в законопроекте, включая получение спецразрешения на строительство фабрик, импорт необходимого оборудования и даже предписание включать в состав дешевых сигарет отечественный табак, содержащий куда больше смол и никотина, чем импортные сорта.

И этим вмешательство госструктур -- в данном случае, Госкомитета по монополии на производство и торговлю алкоголем и табачными изделиями (Госспецмонополии) -- в деятельность предприятий не ограничивается. Это ведомство, за 8 месяцев своего существования не сделавшее ни одного шага в направлении легализации теневого бизнеса, борьбы с контрабандой и незаконным оборотом алкоголя и табака (на жизненную важность решения этих проблем, в частности, указывает в письме к спикеру ВР гендиректор Ассоциации "Укртабак" Ольга Юрченко) намерено, напротив, сосредоточить свои усилия на "прищучивании" легальных производителей. К слову, такая политика в корне противоречит заявленному Президентом курсу на дерегуляцию экономики.

Именно Госспецмонополии авторы законопроекта отвели роль эдакого демиурга-вседержителя, который сосредоточил бы в своих руках полный контроль за внутренней и внешней активностью "подопечных", включая сбор налогов и акцизов (что относится к компетенции соответствующих министерств и Государственной налоговой администрации) и даже право вносить предложения по регулированию цен и "останавливать операции субъектам предпринимательской деятельности на счетах в отделениях банков и других кредитно-финансовых учреждениях". Последнее и вовсе делало проблематичным легальное существование означенных видов бизнеса, зато контрабандисты сигарет и фальсификаторы спиртного могли радостно потирать ручки: такие положения стерли бы с лица земли их законопослушных конкурентов.

Наконец, нелогично было соединять в одном нормативном акте такие разные и в технологическом, и в имущественном отношении отрасли, как табачная и алкогольная. Ведь из 10 украинских "табачек" -- кстати они все все приватизированы -- 5 контролируется иностранными компаниями (а это 95% всех сигарет, производимых в стране): именно их инвестиции в $200 млн. позволили модернизировать отрасль и выпускать сигареты мирового уровня, в том числе лицензионные марки. Попытка "зарегулировать" по-советски спугнет не только их, но и других инвесторов, и без того настороженно присматривающихся к нам. В алкогольной отрасли дело обстоит иначе: все 86 спиртзаводов -- государственные, 70% ликеро-водочной продукции также контролируется державой (винзаводы "выпали" за рамки законопроекта, а посему и этой статьи) -- соответственно, и подход к ним может быть иной.

Впрочем, возможно, автору этих строк удалось увидеть истинную причину подготовки документа: он разрешил бы направлять 30% от суммы начисленных шрафов и других санкций на укрепление материальной базы и стимулирование работников Госспецмонополии, для чего пришлось бы, в нарушение закона, создать специальный внебюджетный фонд. "Самофинансирование" еще одного батальона чиновников на фоне угрожающей им административной реформы -- это ли не достойная цель?

Введение же 38 (!) новых видов лицензий, необходимость оплачивать внесение в реестр и обязательное страхование алкогольной и табачной продукции, естественно, отразится на ее себестоимости и поднимет цены выше планки покупательной способности среднего потребителя. Само собой, заводы "лягут". После этого ни о об "увеличении поступлений в бюджет", каковое сулили апологеты законопроекта, ни вообще о поступлениях как таковых, говорить не придется. Законотворцам-то горя мало: они в случае очередного ляпсуса и шведским "Абсолютом" или "Финляндией" смогли бы утешиться, а вот большинство их электората стало бы постоянными клиентами бабы Мани с Подола или "Сидороффа" из подвала.