1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (144) за 25.07.98

SOS: НАШИХ МОРЯКОВ ОБСТРЕЛЯЛИ В СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

Позавчера в редакцию нашей газеты обратились представители пресс-службы Минтранса Украины и предоставили информацию о беспрецедентном случае с судном "Глобал Скай", плавающим под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, но с украинским экипажем на борту.

Согласно этой информации, 3-го июня спецназ военно-морских сил Египта высадил на судно, стоявшее на внешнем рейде Суэца, десант. При этом моряки были обстреляны, один из них ранен. Затем "Глобал Скай" отвели к причалу в порт Суэц, где судно находится до сих пор. Капитана забрали было в полицию, но позже выпустили под залог. Ни на берег, ни на борт никого не пускают. У экипажа забрали все, вплоть до личных вещей, на судне закончилось горючее, нет связи, электроэнергии, скоро будет нечего есть... Ноту нашего посла египетские власти проигнорировали, хотя, как говорится в информации, судебное решение об аресте судна отсутствует. Владельцем судна является либерийская оффшорная компания "Хабета Шиппинг Лтд", оператором -- Черноморское морское пароходство (ЧМП), фрахтователем -- еще одна фирма, а грузовладельцем (на борту 14.000 тонн риса) -- российский бизнесмен. Ни от кого помощи нет. Задержанные моряки видят подоплеку всего этого дела в том, что кто-то очень хочет арестовать судно, а потом продать (и, соответственно, купить) по демпинговой, смешной цене. А "Глобал Скай" -- бывший "Александр Огнивцев", принадлежавший пару лет назад ЧМП, -- нормальный, вместительный контейнеровоз... "События, имевшие место 3 июня в Суэцком канале, иначе как варварством назвать нельзя", -- считает глава Морского и речного департамента Минтранса Владимир Севрюков. Об этом также говорится в упомянутой информации.

Получив такие сведения, редакция "Сегодня", естественно, постаралась их проверить и расширить, детализировать. Шутка-ли -- обстрел и захват с помощью спецназа наших моряков! Это же международный скандал, а все почему-то молчат... Хотя, как оказалось, не все. В частности, с капитаном "Глобал Скай" Валерием Тимофеевым, оказывается, дважды общалась по рации заведующая отделом экономики газеты "Вечерняя Одесса" Римма Зверева. Чтобы узнать из первых уст, о чем шел разговор, вчера мы связались с Риммой Николаевной.

-- Сразу оговорюсь, -- сказала журналистка, -- что все мои сведения со слов капитана. Каких-то документов у меня нет. Но нет и основания не доверять Валерию Тимофееву... Так вот, судя по его рассказу, события разворачивались так. Судно стояло на внешнем рейде Суэца. Барахлил двигатель и моряки ремонтировали его своими силами. Когда закончили, получили команду от оператора (ЧМП) и от фрахтователя -- опробовать двигатель и сменить место якорной стоянки. О чем (это очень важно!) была сделана запись в бортовом журнале.

"Глобал Скай" отошел от прежнего места на 27 миль и встал на якорь -- двигатель опять забарахлил. Пока ремонтировали, прошло 42 часа. А на 43-м часу... судно и экипаж были атакованы спецназом египетских ВМС. Причем, как рассказал капитан, со стрельбой и рукоприкладством. В результате пулевое ранение получил четвертый механик, команду бросили на палубу лицом вниз и продержали так несколько часов. Позже капитан спросил командира спецназовцев, чем вызвана такая жестокость по отношению к торговым морякам. А тот, якобы, ответил: "Извините, капитан, но я получил приказ задержать вооруженных террористов, пытающихся угнать судно. Отсюда и адекватные действия..."

Затем судно отогнали к причалу, раненого поместили в госпиталь, а капитана -- на неделю в полицейский участок, откуда потом отпустили под залог в 5.000 египетских фунтов. Позже на судно перевели и выздоравливающего механика. На причале установили круглосуточную полицейскую охрану...

В начале этой истории на борту побывал посол Украины в Египте Иван Кулеба. Капитан вручил ему выписки из судового журнала, свидетельствующие, что все действия экипажа были законными, и коллективное заявление моряков о том ущербе, который был нанесен захватом судна. Он оценивался более чем в 300.000 долларов. Посол, якобы, документы взял, но ничего от этого не изменилось. С тех пор, говорит капитан, на борту никого из посольства, генконсульства или ЧМП не было. А в Суэце есть постоянный представитель пароходства г-н Валерий Синицын...

-- Относительно того, арестовано ли судно, ясности нет, -- продолжила Римма Зверева. -- Глава Департамента г-н Севрюков утверждает, что никакого судебного решения об аресте нет и не было. А по информации шефа юридической службы ЧМП Владимира Косарева, видимо, такое решение существует. Причем официальная версия ареста -- типичная в последнее время для судов пароходства: за долги ЧМП некоей греческой верфи. Но даже если это так, то зачем было стрелять и захватывать судно с помощью спецназа?!

На борту "Глобал Скай", как уже говорилось, находится 14.000 тонн риса. Его российский владелец, естественно, обеспокоен судьбой портящегося товара. И, якобы, собирается прислать в Суэц своего представителя, чтобы продать рис на месте. Капитан высказывает опасение, что тогда до судна и экипажа вообще никому дела не будет.

Версию капитана о подоплеке случившегося можно выразить кратко: это чья-то афера, с целью за гроши прикарманить хорошее судно. Он "грешит" подозрениями на некую египетскую фирму, изначально заявленную, как агента для проплаты сбора за проход Суэцкого канала. Потом агент вдруг сменился, но закрутилась вся эта карусель... И, возможно, из недр той самой фирмы родилась версия о долгах грекам и о необходимости ареста судна -- дескать, у владельца фирмы есть "концы" в египетских правоохранительных органах.

Вот такая история, донельзя запутанная хотя бы потому, что у судна владелец из одной страны, оператор из другой, владелец груза -- из третьей, экипаж украинский, флаг -- Сент-Винсент и Гренадины... У семи нянек дитя без глаза. И в такой "мутной водичке", действительно, могут появиться акулы-аферисты... Кстати, если читатель думает, что либерийская компания "Хабета Шиппинг Лтд" находится в Либерии, то он ошибается. Как сообщила Римма Зверева, фирма расположена в Одессе... И еще, добавила она, Владимир Севрюков заявил, что по поводу случившегося с "Глобал Скай" в Морском и речном департаменте Минтранса работает специальная комиссия. Но результатов пока нет.