1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (217) за 06.11.98

ЗАБЫТАЯ ДОРОГА К ХРАМУ

Самым неправдоподобным казалось то, что тут могут жить люди. Небольшая улочка в сто шагов, старые искалеченные дома... И звучное имя -- великой актрисы Аллы Тарасовой. Она связывает Михайловский переулок и Владимирский проезд. В самом сердце города...

Ходить здесь жутковато даже днем. А ведь когда-то толпы народу устремлялись по ней к Софии и Михайловскому Златоверхому. В основном, это были паломники, приходившие за сотни верст помолиться киевским святыням. Судьбу нашей улочки определило именно соседство с православными храмами. Среди приезжих было немало уважающих комфорт людей, для которых всегда были наготове комнаты в "доходных домах".

В середине прошлого века перед Софийским собором и Михайловским монастырем оформились две площади, началось строительство присутственных мест -- здания заседания судебной палаты, окружного суда, губернского казначейства и т. д. В связи с этим были расширены и спрямлены основные магистрали между монастырскими постройками, намечены главные улицы -- сейчас Владимирская и Большая Житомирская. Улица Аллы Тарасовой, вернее, Рыльский переулок, как она тогда называлась (в честь Рыльского полка российских войск, дислоцированных в Старокиевской крепости), конечно, не могла соперничать с ними. Зато имела свою, Троицкую, церковь: деревянную, однокупольную, но богато изукрашенную внутри. Ее иконостас, кстати, делали по чертежам того самого архитектора И.Ф.Мичурина, который руководил строительством Андреевской церкви. Храм дал улице новое имя -- Троицкий переулок. В путешествии по прошлому и настоящему нашей улицы мне помогала Мария Абрамовна Кадомская, главный специалист-искусствовед НИИ "Проектреконструкция", человек, влюбленный в город и знающий о нем очень много.

Здесь долго не было каменной мостовой, а в ночное время -- освещения. Работы по спланированию улицы совпали с распространением в Киеве "кирпичного стиля" в архитектуре. Он представлял собой смешение разнообразных элементов: от готики и украинского барокко до позднего классицизма, ампира, рококо. К сожалению, самая ранняя сохранившаяся постройка Троицкого переулка относится к 1909 году и представляет уже следующую архитектурную "волну" -- модерн. Это пятиэтажный дом
№ 4, долгое время принадлежавший купеческой семье Шапиро. Последний его хозяин -- купец-немец, который таинственно исчез после революции 1917 г. Его жена, забрав все самое ценное, в том числе: дверные ручки, лифт и двух сыновей, уехала в Германию. Управляющий дома Андриян подался в Россию и только в конце пятидесятых, глубоким стариком, приехал навестить Киев. Он то и рассказал моей собеседнице Катерине Тимофеевне, прожившей на этой улице пятьдесят (!) лет, а тогда еще просто Кате, удивительные вещи о старинной пятиэтажке.

На первом этаже находились прачечная и столовая, круглосуточно дежурил швейцар, а ковровая дорожка лежала по всей высоте лестницы. Без сомнения, дом приносил немалый доход. Для сравнения: в начале нашего века пристойная квартира в центре города обходилась съемщику в 20--25 рублей, а промышленный рабочий получал за свой труд около 30 рублей в месяц. В те времена предприимчивые киевляне содержали фантастическое количество меблированных комнат и номеров. Сервис здесь не уступал первоклассным гостиницам, зато стоил в несколько раз дешевле. Конечно, были в городе и трактиры с комнатами для отдыха, ночлежные дома, дешевые номера без особых удобств. Одним словом, Киев готов был принять всех желающих, независимо от толщины кошелька.

Но вернемся к нашему дому и его управляющему. Андриян, кроме удовольствия посидеть за чашкой чая и предаться воспоминаниям, имел очень конкретный интерес к одной комнате. Все выспрашивал, не снимался ли паркет и не мог бы он пожить здесь за весьма хорошую плату. Хозяева вежливо отказали, но паркет сами снимать не стали. Потом оказалось, что дом просто напичкан тайниками, по большей части уже пустыми. Правда, некоторым повезло разжиться на бараньи шкуры, которые часто находили в вентиляционных скважинах. Еще долго дом и его жильцы жили по инерции хорошо. В ухоженных дворах цвели пышные сады, где летом люди спали на раскладушках, а вместо увезенного лифта на каждом этаже поставили лавочки для отдыха. Но перемены настигли и этот тихий уголок.

Пришли новые архитекторы -- "иллюминаторы завтрашних городов", по Маяковскому. Само название Троицкого переулка оскорбляло страну победившего атеизма. В 1940 г. его переименовали в Маложитомирский. Хотя мог бы так и остаться в истории этот переулок Троицким, построй советское правительство на месте Софийской площади и Михайловского монастыря правительственный центр. Но этой части Киева повезло -- грандиозный проект не был воплощен в жизнь. В начале 70-х переулок был назван в честь актрисы Аллы Тарасовой и снова стал улицей. Но дом, в котором жила актриса, попал под снос. Его каменный сосед, также безвременно погибший, перед сносом даже не был сфотографирован, хотя значился в списках памятников архитектуры.

Главный архитектор Печерского района Юрий Витальевич Скляренко считает, что состояние некоторых домов на этой улице настолько безнадежное, что вряд ли они подлежат ремонту. "Центр города, -- продолжает он, -- должен быть по-современному застроенным, а если это памятник архитектуры -- по-современному реконструирован". Сегодня в списке архитектурных памятников по ул. Аллы Тарасовой значится только дом № 4. Что будет с остальными? С принятием Закона о столице Киев лицом к лицу столкнется с проблемой острой нехватки гостиниц и размещения посольств. И тогда многие старинные киевские дома уступят место гостиничным и офисным комплексам. Так внимательно всмотритесь сегодня в то, что завтра станет лишь воспоминанием.