1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №121 (376) за 03.07.99

"У "АРТЕКА" БЫЛИ ВСЕ ШАНСЫ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ГОСТИНИЦЫ И БОРДЕЛИ..."

Некоторым присутствующим на этой встрече журналистам довелось побывать в "Артеке" уже далеко в "недетском" возрасте -- по иному воспринималась счастливая страна детства... Многие, как и сотни тысяч советских детей, знают об этом удивительном месте только то, что "Артек" -- самый большой в мире детский лагерь, там здорово, и что он, скорее всего, так же развалился, как наш некогда нерушимый Союз. Гость "Сегодня" уверен, что "Артек" -- действительно нерушим, он жив, весел и готов преодолевать любые трудности уже потому, что, несмотря на свои 75, всегда остается ровесником тех, кто туда приезжает. "Я живу в "Артеке" вот уже 14 лет: если бы там было плохо, то давно бы все бросил ", -- начал свой рассказ генеральный директор МДЦ "Артек" Михаил Сидоренко.

-- В апреле 1986-го, в самый пик перестройки, я работал завотделом в горкоме партии. Тогда мне и предложили стать "хозяйственником", хотя я был в резерве и на второго, и на первого секретаря горкома. И мне захотелось по-настоящему поработать. Чертовски захотелось!

-- И вы решили поэкспериментировать на детях...

-- Ага, хотя бы потому, что дети сдачи не могут дать (смеется). В 86-м меня направили в "Артек" заместителем генерального директора по административно-финансовой части. Пять лет работал на этой должности, а затем, и по настоящее время, -- генеральным директором. Очень часто я думаю о том, что мне выпала счастливая судьба: работа с детьми.

-- У вас, наверное, немало подопечных?

-- Летом у нас отдыхает до 5 тысяч детей одновременно. И это колоссальная ответственность. Когда я ухожу в отпуск, какое-то время нахожусь как бы в другом измерении -- трудно представить, что ... нет ответственности. И когда мои друзья начинают жаловаться на жизнь, я говорю: "Дорогие мои, если бы вы отвечали за детей, то нынешнюю "тяжелую" работу считали бы раем". Я первый инфаркт получил, когда в 1995 году в "Артеке" погиб ребенок, хотя в той трагедии виноваты мы не были. Парадоксально, насколько братья-славяне крепки духом -- в это трудно поверить, но приехавшие родители меня(!) успокаивали. Было бы легче, если бы ругали, все что угодно. А вот такой реакции я предвидеть не мог...

-- За последние годы это единственный случай?

-- Да. Хотя, к сожалению, раз в 4-5 лет серьезные инциденты случаются. Лучше не будем акцентировать на этом внимание, поскольку на самом деле дети с момента приезда и до конца лагерной смены находятся под жестким присмотром.

"ВРЕМЯ ДАНО И ОНО НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБСУЖДЕНИЮ"

-- "Артек" прошлого и настоящего -- это разные лагеря?

-- Сходство -- в духе "Артека". Начиная с 1925 года "Артек" прошел различные этапы: от эмоционально-романтического до образовательно-прагматичного. Сейчас крамольную вещь скажу, возможно, раньше ничего подобного не говорил: "Артек" -- тогда -- не до конца выполнял роль идеологического штаба и кузницы кадров для комсомола и партии, потому что основным в его работе было, все же, сотворчество взрослых и детей. Педагоги (раньше они назывались вожатыми) создавали удивительный эмоциональный климат во взаимоотношениях. И сейчас то же, даже в большей мере.

Работая в "Артеке", я смог воочию убедиться, как меняются год от года дети, мы имеем возможность отследить ориентиры каждого поколения. Сегодня -- нравственный вакуум, общий духовный кризис, которому взамен пока не предложено ничего. Но, как говорили древние: "Время дано и оно не подлежит обсуждению. Обсуждаешься ты, разместившись в нем". Следуя этой мудрости, выход я вижу в воспитании или, лучше сказать, взращивании национальной элиты и лидеров.

-- Неужели всего за месяц пребывания ребенка в "Артеке" можно что-то в нем изменить?

-- Если говорить о всех детях, то это, естественно, сложно. Между тем, все зависит от мастерства педагога, который работает с ними, -- мы это прекрасно понимаем. Вот почему и занялись так серьезно образованием, которое во всем постсоветском пространстве столкнулось с огромной проблемой -- из-за нехватки денег, отсутствия должного уважения к педагогам как со стороны государства, так и обычных граждан, талантливые учителя вынуждены были уходить со школы. У них не было ни материальной заинтересованности работать, ни возможности воплощать в жизнь свои авторские программы, идеи и методики. Мы решили организовать Международный конкурс учителей, чтобы поддержать педагогов-профессионалов. "Артек" учредил денежные премии победителям, более того, приглашаем учителей на конкурс вместе с учениками.

За три года в конкурсе приняли участие более 140 педагогов из Украины, Беларуси, России, Германии, Казахстана, Латвии, Молдовы, других стран. Конкурс привлек светил мировой педагогики, признанных педагогов и психологов, которые представили свои критерии оценки педагогического труда и очень заинтересовались новыми методиками преподавания. Все это помогает смоделировать образ учителя третьего тысячелетия и образования будущего вообще. Что важно: в отличие от всех существующих состязаний учителей, в нашем конкурсе может принять участие как опытный, так и начинающий педагог без предварительного отбора.

ЕСЛИ НЕ "АРТЕК", ТО КТО ЖЕ?

-- Михаил Михайлович, вы сами говорите о больших проблемах с педагогами в стране. Как вы подбираете сотрудников для "Артека"?

-- Мы довольно просто решили эту проблему: открыли на базе "Артека" гуманитарный вуз. То есть самостоятельно "куем" кадры. Ведь педагог или вожатый в "Артеке" -- не обычный учитель. Ему приходится быть и режиссером (все дети учатся вести себя на сцене), и культмассовиком ("Артек" славится своими играми), и музыкантом, и тонким психологом (многие дети впервые уезжают так далеко от дома, им нужно помочь адаптироваться к новой среде, к новым, "артековским" отношениям). Мы приглашаем очень известных преподавателей не только из Украины и России, многие члены жюри Международного конкурса учителей в свое время читали лекции в нашем институте.

Люди, которые приезжают работать в "Артек", полностью погружаются в нашу среду, а становление личности вожатого-педагога происходит в течение 10--12 дней -- он начинает работать по правилам "Артека". Мы выпускаем специалистов, которые по уровню подготовки могут конкурировать с любыми выпускниками ведущих вузов -- говорю так не потому, что я генеральный директор "Артека" и ректор вуза, это подтверждают независимые компетентные комиссии и специалисты.

-- Для всех ли выпускников института находится работа в "Артеке"?

-- Естественно определенная часть студентов после окончания вуза уезжает. Но в нынешнем году мы создали Всеукраинскую благотворительную организацию "Лелека", которая объединяет около сотни детских лагерей, и решает много наших общих проблем и задач. Для этих детских лагерей мы и намерены готовить кадры.

-- Когда зимой принимали программу и устав "Лелеки", некоторые директора лагерей вас не поддержали. Почему?

-- Было другое: непонимание со стороны аппарата Укрсовпрофа. В свое время профсоюзные здравницы учредили ассоциацию детских лагерей, и когда "Артек" начал создавать нечто подобное, возникла банальная ревность, боязнь потерять монополию. Между тем, многие из директоров лагерей мне говорили: "Если не "Артек", то кто же?"

-- Перефразируем сказанное: "Если не в "Артек", то куда же?" На ваш взгляд, есть еще в Украине достойные детские лагеря?

-- Не много. Есть очень талантливые организаторы, интересные ребята. Скажем, лагерь под Киевом "Смена", в котором работают с одаренными детьми. Туда приезжают дети даже из Великобритании. Мы хотим доказать, что детский отдых может стать прибыльной отраслью. Огорчает, что многим проще идти с протянутой рукой к органам власти, а не пытаться продать то, что производишь. Я не одобряю детские лагеря, которые полностью работают на дотации государства.

"Артек" ведь тоже мог в 1992 году развалиться на кусочки, как наша держава: там бы уже были гостиницы, бордели... Не знаю, что еще, но "Артека" бы не было. Мне некоторые высокопоставленные люди говорили: "Артек" это все равно что Петродворец, Кремль, это всемирное достояние. Мы избрали правильный путь, начали усовершенствовать не только образование, но и хозяйственное управление -- сегодня умеем считать потребление и воды, и электроэнергии, и многое другое.

"Я ДОБРЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -- ОТ ЭТОГО И СТРАДАЮ"

-- Наблюдая за вами в "Артеке", трудно не заметить, как вы устраиваете "разгоны". Вы всегда такой строгий или только когда "достанут"?

-- Скажу откровенно -- я добрый руководитель. От этого и страдаю. Но доброта доброте рознь. Скажем, в первые годы своего директорства я пытался методом убеждения "продвинуть" своих коллег. Сейчас объясняю просто: "Артек" -- это своеобразная подводная лодка. Договариваемся на берегу. Если все и всех устраивает -- плывем". У нас ведь есть целые семейные династии, отсюда и проблемы: на одного грюкнул, на другой день уже 30 человек исподлобья смотрят.

Требовательный руководитель должен быть обязательно справедливым. Когда я готовил диссертацию, то понимал, что никто за меня не должен и страницы написать. Иначе надо уходить из "Артека". Поэтому для себя я определил такие три качества каждого члена нашей команды -- профессионализм, одержимость, порядочность: может быть прекрасный профессионал, но, простите, падлюка -- работать я с ним не буду. Или порядочный человек, но ленивый. Тоже не нужен.

-- Может быть хороший человек, но дурак...

-- Профессии такой нет "хороший человек". Среди моих замов есть и "левые" и "правые". Не в политическом смысле, а с точки зрения стиля управления. Я считаю, что это хорошо. Но если мягкосердечие заканчивается тем, что мы перерасходуем десятки тысяч кубов воды, то в результате люди получают мизерную зарплату. Ведь к нам сейчас не идут эшелоны-паровозы. Все... Что заработали на путевках, тем и расплачиваемся. И все равно наши сотрудники имеют около тридцати льгот. За последнее время построили семь "девятиэтажек". Как при коммунизме! Год назад, когда заселяли один из многоэтажных домов, пришел ко мне бухгалтер и говорит: "Михаил Михайлович, я квартиру получать отказываюсь. На север окна выходят". Я только горько рассмеялся -- жилье-то строим за свои деньги.

-- Вы проводите множество конкурсов, фестивалей. Это дополнительная нагрузка. Вы преследуете коммерческие цели?

-- Основная концепция "Артека" (она чуть замысловатая, но нам всем уже понятна) -- организация специального социопространства, которое позволяет детям выбирать ценности и нормы общества устойчивого развития.

-- А теперь скажите попроще...

-- Чем больше мы будем приобщать детей к искусству, тем крепче их иммунитет. Чрезвычайно важно формирование талантливыми детьми своей среды. Раньше ведь был артист и были зрители, а у нас сейчас каждый зритель -- немножко артист, и наоборот. Посему и проводим Международный детский кинофестиваль "Артек", Международный детско-юношеский конкурс классического танца им. Григоровича, Международный аэрокосмический фестиваль "Сузір'я -- Артек", Всеукраинский фестиваль детского творчества "Наша земля -- Украина"...

--Теперь понятно. А то вы так сразу сказали и немного нас испугали... А кто ваши сегодняшние дети?

-- Дети к нам приезжают разные. Все зависит от времени года. Когда идет наполнение за счет продажи путевок -- то те, кто платит. Все же, где-то 80% отдыхающих -- дети из малообеспеченных семей, сироты. К примеру, Украина приобретая 45% всех путевок, распределяет их среди этой категории населения. Хотя я с этим не совсем согласен -- ребенок должен заслужить поездку в "Артек".

"Я УЖЕ И НЕ ПОМНЮ, КОГДА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ"

-- Хотелось бы знать немного о вашей семье...

-- Четыре дочки у меня: старшей 21 год, самой младшей -- 10. Три уже студентки -- две на юридическом факультете, одна на факультете менеджмента. Младшая в четвертый класс перешла.

-- Небось, в "Артеке" каждый год отдыхают...

-- Я этого и не скрываю. Есть специальная площадка, особо не отличающаяся от лагерей "Артека". Отдыхают там сотни детей наших сотрудников. И мои дети, тем более, что жена -- Лилия Митрофановна -- тоже работает в "Артеке".

-- Когда вы были маленьким, хотели попасть в "Артек"?

-- Уже и не помню, когда я был маленьким. К нам приезжают взрослые, говорят: "Моя мечта в детстве -- "Артек". О себе этого сказать не могу. Хотя и активистом был: секретарем комсомольской организации класса. Мне хватало той среды, где я жил.

-- У моря?

-- Нет. До 1964 года жизнь носила меня по всей Украине. Родился во Львове, переехал в Николаев, потом -- Житомирская область, Измаил и наконец Симферополь. Там я и закончил школу. Был боевым, энергичным и даже непослушным. Примерным поведением в школе не отличался, и во время обучения в Высшей партийной школе не всегда блистал прилежанием.

-- Где же вы все-таки отдыхаете?

-- В основном в Крыму, который безумно люблю, хотя моя родина -- Львов. Крайне редко мы выезжаем семьей за пределы автономии. Все южное побережье -- райские уголки.

-- Ваша работа связана с большим нервным напряжением. Как вы расслабляетесь?

-- Я бы, наверное, долго не вынес, если бы не занимался аутотренингом. Могу уснуть прямо за рабочим столом минут на пять и за это время полностью восстановить свои силы. Научиться этому было нелегко. Я говорил себе ночью, лежа в постели : "Мои ноги наливаются свинцом, глаза закрываются..."Поначалу мучился часа по два и уже хотел все бросить. Но все-таки достиг успеха -- научился управлять своим организмом. Это такое классное чувство, когда организм тебе повинуется! Тогда я похудел с 96 до 78 килограммов, бросил курить. Одно время, когда я работал над собой, жена смотрела на меня, как на ненормального. Но результаты покорили нас обоих.

-- Что для вас сегодня самое важное?

-- Первое -- восстановление собственного здоровья. Я поздно понял, что не стоит перерабатывать. Человек живет не только ради работы, но и чтобы успеть осуществить все задуманное. И второе -- все-таки моя семья. Все время общаясь и работая с тысячами других детей, на своих, как это ни страшно, времени не хватало. Я практически не видел, как они росли. Это удел многих людей, занимающих ответственные должности. Мое общение с дочками сводилось к примитивному: "Уроки сделала? Поела? Марш спать!" Но ведь внутренний мир ребенка -- это прекрасно. Если ты в свое время не заглядывал в него, не жил его проблемами, потом можешь никогда уже не попасть туда, не заслужить доверие. Я это понял только недавно. Какое наслаждение смотреть, как младшая Наташенька рисует, танцует, поет... Этот ребенок меня "подтягивает". В этом и есть кайф!