1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (309) за 24.03.99

ОРКЕСТР ПОД КРЫШЕЙ... СПЕЦСЛУЖБЫ

-- Мы теряем духовность нации, мы теряем нынешнее молодое поколение! -- восклицают в один голос вдохновители и основатели недавно созданного в Киеве симфонического оркестра "Ренессанс".

Новый музыкальный коллектив готовится полноценной концертной программой заявить о себе на больших сценах столицы. А пока все "обкатки" и репетиции проходят на сцене, ставшей первой и основной для оркестра, созданного под сенью Киевской организации Национального союза композиторов Украины, которая по бедности своей не может сегодня обеспечить музыкантов-энтузиастов ни помещениями, ни достойными денежными окладами. Вместе со сценой 60 человек в возрасте "от 24 до...", преданных музыке, пришедших в оркестр, чтобы посильно "возрождать украинский музыкальный процесс как реализацию и развитие особого мировосприятия", обрели, как сейчас принято говорить, и солидную "крышу", потому как приютила подвижников и единомышленников... Служба безопасности Украины.

Название коллектива -- "Ренессанс" -- символизирует смысл творческой задумки. Во время одного из опросов на улице никто из прохожих так и не смог ответить журналистам, кто все же написал полонез Огинского...

Раздумья над этим досадным фактом и привели профессоров Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского Иосифа Франца и Олега Левицкого к рождению смелого проекта. А именно -- постепенному возвращению широкой публики к академическим музыкальным истокам с помощью нового НЕГОСУДАРСТВЕННОГО симфонического оркестра.

Как с самоиронией отмечают оба, самое очевидное отличие их независимого статуса состоит прежде всего в том, что если служащие государственной структуры еще надеются хотя бы в отдаленном будущем получить причитающуюся им зарплату, то в их оркестре все заранее знали -- платить им никто не должен, придется зарабатывать... Поэтому вот уже в течение нескольких насыщенных репетициями месяцев и маститые лауреаты международных конкурсов, и талантливые студенты музыкальной академии, прошедшие строгий конкурс перед придирчивыми концертмейстерами на участие в оркестре, никаких денег не получают. Они съезжаются с зачехленными инструментами на Владимирскую, 33 (известный адрес СБУ) и готовятся к будущему триумфу, в который верят все без исключения.

Только не подумайте, что вся эта затея -- интеллектуальный продукт аналитиков украинской спецслужбы, и что сам проект рожден в ее недрах. У СБУ, при всем ее желании, не нашлось бы на это ни денег, ни времени. Идея возникла в мучительных сомнениях и спорах в части киевской музыкальной среды, приверженной академизму. Сами музыканты, досадно невостребованные, перебивающиеся репетиторством и новогодними утренниками в школах, долго уговаривали дирижера Иосифа Франца взять их под свое крыло. Годы идут, говорили ему ветераны украинской музыкальной сцены, и если мы упустим этот шанс еще не раз встретиться со зрителем, ну что ж, так тому и быть. Но вот эти "консерваторские" мальчики и девочки... Зачем вы тогда их вообще учите?..

-- Убежден, если вокальный исполнитель даже с хорошим голосом поет под фонограмму, -- это всего лишь имитация искусства, -- уверяет Олег Левицкий. -- Назрела проблема возврата к живому творчеству. Духовное возрождение обязательно произойдет. Показательно: у оркестра еще нет афиш, нет толковой рекламы, но к нам уже обращаются мыслящие, творческие личности. Приходят с новыми произведениями, предлагают поэкспериментировать. Пока не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь, что мы уже выступали с Марией Стефюк в благотворительном гала-концерте "Закарпатье -- мы с тобой!" во Дворце "Украина" и планируем продолжить сотрудничество с певицей, сейчас ведем ряд многообещающих переговоров с интересными исполнителями. Мы ведь благодаря своему необычному статусу свободны в выборе репертуара, в выборе аудитории, на которую будем ориентироваться.


Дирижер Нику Мицней
-- Наш проект предполагает прежде всего исполнение классики профессионалами, теми, если можно так выразиться, "крепкими" музыкантами, которые собраны в "Ренессансе", -- продолжает дирижер оркестра Нику Мицней. -- Но на первых порах необходимо завоевать своего зрителя, а затем постепенно приучить его к восприятию серьезных вещей в нашем исполнении. Поэтому в наших программах будут вечера не только камерной, но и легкой музыки, прежде всего той, которая выдержала испытание временем и вызывает в сердцах слушателей устойчивые ассоциации с молодостью, любовью, свежестью чувств. В будущем нам видится синтезирование разных жанров на основе хороших исполнительских традиций в своего рода "академическом шоу". Красочное, светлое и радостное.

-- Одна из звезд украинской эстрады предложила нам совместно освоить жанр симфо-джаза, -- приоткрывает творческий секрет художественный руководитель и главный дирижер коллектива Иосиф Франц. -- Молодежь загорелась этой перспективой. Будем вводить несколько необходимых для этого инструментов и пробовать...

"Ренессанс" ищет единомышленников и, разумеется, спонсоров. Творческий поиск очень стимулирует диктуемое рынком требование конкурентоспособности и самоокупаемости. А кроме того подстегивает ревнивый взгляд коллег-музыкантов, которые внимательно следят за рождением и становлением коллектива. В музыкальной среде, говорят бывалые исполнители, этот фактор чрезвычайно дисциплинирует новичков...

Культурный центр СБУ предоставил коллективу свою сцену. По нынешним временам -- это почти "тепличные" условия. Оркестр ответно обязуется принимать участие в серии благотворительных акций, регулярно проводимых СБУ. Ведь только за последние несколько месяцев известные исполнители украинской эстрады провели на этой сцене шесть концертов, вырученные средства от которых были перечислены в виде адресной материальной помощи наименее социально защищенным ветеранам СБУ, вдовам бывших сотрудников спецслужбы.

Есть договоренность о том, что на всех праздничных программах оркестра в столице и во время гастрольных поездок в зале найдутся места и для ветеранов органов госбезопасности, и для нынешних сотрудников спецслужбы, которые нечасто могут раскошелиться на билеты.

-- Мы ведь в некотором роде коллеги, -- отмечают руководители "Ренессанса". -- Кто будет спорить: работа с украинским музыкальным наследием -- тоже сфера национальных интересов государства.