1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (274) за 02.02.99

ЛУЧ МРАКА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Второй канал Национальной радиокомпании Украины когда-то был слабой копией российского "Маяка". Году в 1987-м инициативная группа решила создать молодежный канал, приоритетами которого должны были стать профессионализм, нестандартность, и ориентация на интересы слушателя. Ставки делались на личности. Они пришли: Сергей Коротаевский, Олег Горский, Николай Аммосов, Вероника Маковий, Александр Васильев, Александра Венедиктова открыли утреннюю программу "З ранку до полудня" и вечернюю студию "Контакт". С марта 1992-го "Промінь" стал молодежно-развлекательным каналом.

Сетка вещания разрабатывалась на ведущих: можно было провести день с Вероникой, на следующий встретиться с Николаем Николаевичем, потом с Олегом и т.д. У каждого сложилась своя команда, рождались новые передачи: "Хіт-парад 12--2", "Ретро", "Встреча перед микрофоном", "Година меломана", "Джаз-архів", "Український рок-н-ролл", "Салон", затем "Тема з варіаціями" и знаменитая игра "Пан або пропав". А как повысился рейтинг канала! Столько писем и звонков в студию было ежедневно -- обратная связь со слушателями была реальностью.

Шло время, началась "украинизация". Поначалу зарубежная и "наша" музыка в эфире соотносились 50:50%, затем 30:70, наконец, "наша взяла", и приказом президента компании зарубежная эстрада была запрещена. И все. Так просто! А что взамен? А что, у нас своей музыки мало -- певучая страна или нет? В Украине сегодня, пожалуй, больше певцов, чем в Италии и Франции вместе взятых!

И вот второй канал разделили на молодых и старых: на "Европу-центр" и собственно "Промінь". Поскольку первым у нас, как известно, везде дорога -- им отдали утреннее время в эфире, а вторым достался вечерний блок, "почетный". Мэтры долго возмущались, но по интеллигентской славянской традиции не смогли вовремя сплотиться и объединить усилия, а потому постепенно утрачивали позиции: вот уже нет в эфире популярной программы "Ретро" (ее заклеймили как "прокоммунистическую" и задвинули на вечернее время пару раз в неделю), "Встреча перед микрофоном" в прямом эфире окончательно себя дискредитировала, исчезли "Пан або пропав", "Навмання" и "Туман яром".

А "украинизация" все усиливалась -- вот уже и русскоязычные интервью переводятся на "рідну мову". Так можно дойти и до перевода песен (мы это когда-то проходили!). Спор ведется уже не просто за молодежную аудиторию -- давно известно, что "вторую кнопку" в приемнике включают в основном домохозяйки. На двух полюсах -- как говорится, пионеры и пенсионеры. И теперь их уже не делят на утро-вечер, а густо замешивают: чтоб не расслаблялись. В "Пісні року" Теодор Кукуруза, Зиновий Гучок и Олег Марцинкивский с легкостью побеждают народных артистов Украины Феми Мустафаева и Ивана Поповича. Песни звучат вечноментальные: "Мадонна Україно", "Жменька рідної землі", "Дика ружа" ("трембітонька грає, моє серце крає..."), все это напоминает "агитпоезд" по диаспоре с артистами -- жертвами перестройки: "Подайте бедным украинцам на пропитание!" А очень молодежный "Млин" предупреждает: детям очень полезно учиться в школе, чтобы слова "эскалатор" и "сенсаційне" произносить правильно. А уж приколы ведущего на тему подобия группы "Магия" и "Spice girls": "Для полного сходства осталось только кому-нибудь забеременеть от футболиста" -- уже можно вносить в книгу рекордов радио. "Браво, няня!" Редкими островками остались в эфире "Рок-архів", "Сторінками української естради", "Під оплески", "Джаз до дванадцятої".

В жутковатом романе Джорджа Оруэлла "1984" описана "замечательная" система: телевизоры работали передатчиками и -- "никуда от них не спрятаться, не скрыться"... Если тех, кто формирует концепцию Второго национального радиоканала страны, обязать слушать его, не выключая с утра до вечера, и особенно в выходные дни -- какую песню они бы спели?