1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №145 (148) за 31.07.98

ЗА МОРЕМ ШИТЬЕ НЕ ХУДО

Между тем большая часть "импортной" одежды производится в Украине. Генеральный директор инвестиционной компании "Эсконта ИИК" Роман Сапелин рассказал мне, как он, получив около 80% акций иванофранковской швейной фабрики "Галичина", готовился ехать на собрание акционеров. "Новому хозяину" подобало выглядеть соответственно, и он надел итальянское пальто, купленное накануне за $200 в киевском фирменном магазине.

"Обходя фабрику, я увидел свое пальто, да еще и растиражированное в огромном количестве, -- рассказывает бизнесмен. -- Переведя дыхание, поинтересовался, что импортные пальто здесь "делают". Мне объяснили, что на фабрике их... шьют. Я спрашиваю, мол, как это можно понять -- свое пальто я купил в фирменном магазине за двести баксов. И правда, отвечают, удивительно -- у нас пальто стоят по сто гривен, и мы их отправляем на продажу в Киев. А как же тогда с фирменными марками, "лейблами"? А они: какую хотите, такую и пришьем -- хоть эту, хоть другую".

Вот вам объяснение, казалось бы, удивительному факту: при том, что импорт изделий из трикотажа и текстиля в позапрошлом и прошлом году заметно сокращался, одежды под западными (часто никому не известными) торговыми марками в магазинах и на рынках становится все больше.

Игорь А. (фамилию по понятным причинам не называем) до недавнего времени работал генеральным директором известной торговой фирмы. По его словам, фирма начинала в 1992 году как импортер одежды для среднеобеспеченных покупателей. "Естественно, работали без убытка, но и прибыли особой из-за упавшей в условиях гиперинфляции покупательной способности населения не получали, -- вспоминает Игорь. -- Стали думать, как быть, и в 1995-м родилась идея размещать заказы на отечественных производствах. В том же году уже половину отправляемой нами в торговую сеть одежды составлял псевдоимпорт. Благодаря ему у нас значительно выросла скорость оборота денежных средств: полный цикл при заказе на Западе составляет примерно полгода, теперь же он сократился в 2--3 раза. Сами собой отпали проблемы с растаможиванием и валютными операциями. Но и покупатель-то хоть и обманут, но не пострадал! Пошитая в Украине псевдоимпортная одежда ничуть не хуже настоящей западной".

Причина успеха псевдоимпорта кроется в особенностях национального спроса: в народе укоренилось убеждение в том, что "их" одежда заведомо лучше "нашей". На деле же в конце 80-х заботами тогдашнего ЦК была проведена коренная модернизация швейной промышленности, в результате которой многие фабрики оснащены современным импортным оборудованием. Руководители предприятий сегодня активно разыскивают заказчиков среди торговых организаций и с удовольствием "лепят" чужестранные ярлыки на родную продукцию.

По словам Игоря А., он также имел опыт общения с крупными отечественными швейниками, но убедился, что оборудование-то современное, а на предприятиях привыкли работать по старинке -- с плохим менеджментом и низкой культурой производства. Под надуманными предлогами срывались сроки выполнения заказов, при запуске новых моделей шел сплошной брак, а специалисты фабрик набивали себе цену, заявляя о невозможности выполнения определенных операций.

Сейчас Игорь А. занимается организацией собственного швейного цеха в Киевской области. Он утверждает, что большая часть продающихся в столичных магазинах импортных костюмов, брюк и рубашек производится именно под Киевом в небольших полуподпольных цехах. Их создали преимущественно иностранцы. Благо, организация небольшого швейного цеха по карману средней руки западному предпринимателю: для начала достаточно десятка швейных машин по цене около $1 тыс. Не помешает также не самый дорогой компьютер. Дороже всего стоит оборудование рабочего места сектора автоматической раскладки лекал -- порядка $6 тыс., но если есть хороший раскладчик, то всю работу здесь можно выполнять вручную.

По нашим данным, подобную переквалификацию в "отечественные производители импортной одежды" именно сейчас проходят сразу несколько столичных торговых фирм, создавших широкую сеть сбыта в магазинах и на рынках.

Фото Елены КУВШИНОВОЙ