1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №202 (205) за 21.10.98

"С ХОРОШИМИ МУЖИКАМИ В СТРАНЕ НАПРЯЖЕНКА"

...Из дождливой промозглости осеннего дня в метро спешили двое -- Режиссер и журналистка. Не испытывающий особого пристрастия к общению с прессой, Режиссер был доволен, что интервью уже позади, а журналистка, в свою очередь, счастлива, что наградой за неблагодарный труд иногда бывают подобные встречи...

"Обережно, двері зачиняються"... Печальный человек в длинном плаще исчез за дверью вагона. А его попутчики даже не подозревали, что рядом -- известный кинорежиссер, фильмы которого куда популярнее его самого. "Будьте готовы, ваше высочество!", "Груз без маркировки", "Год Теленка", "Грешник", "Допинг для ангелов", "Карусель", "Сердца трех" и, наконец, последняя работа -- 26-серийный телефильм ("Не сериал!"-- подчеркивает Режиссер) "Графиня де Монсоро". "Он очень нетипичный киношник", -- в один голос говорили о Владимире Попкове все, кого я "привлекла" к процессу подготовки интервью. Несмотря на полное пренебрежение к саморекламе, Владимир Михайлович не скромничает там, где необходимо похвалить себя, но не доводит это до комизма. Знает людей. Вполне самодостаточен. Возможно, поэтому всегда позволял себе роскошь быть "белой вороной", не примыкая к каким-либо "кланам".

НЕЁЛОВА ЛЮБИЛА ПОВРЕДНИЧАТЬ

-- Меня часто упрекают, что в своих работах я делаю ставку на звезд, чаще всего российских, и поэтому мои картины так популярны. На самом деле я никогда не стремился снять непременно звезду. Просто, читая сценарий, создаю визуальную модель персонажа. Скажем, главной героиней телефильма "Карусель" я видел Ани Жирардо, но, понимая, что это нереально, решил: только Марина Неёлова. В мужской роли я видел Валентина Гафта, но, как выяснилось, накануне он далеко послал директора "Экрана" и, естественно, о его утверждении не могло быть и речи. Однако Неёлова жестко сказала: "Буду сниматься только с Валей". И лишь после того как я в отчаянии "упал ей в ноги" (что вы удивляетесь -- многих звезд так уговаривают), Марина Мстиславовна снизошла: "Ну вот, с Йоськой (Будрайтисом) я бы, возможно, снялась..."

Я не люблю, когда всуе употребляют слово "гениальность", но как раз о Неёловой можно сказать, что она актриса на грани гениальности. Хотя Марина, как она сама говорит, "любит повредничать", часто из-за творческих разногласий плохо расстается с режиссерами. (В частности, у нее были большие проблемы с Данелия в "Осеннем
марафоне", она даже уходила из картины.) При этом Марина необычайно трогательная и добрая, жуткая самоедка, страдающая по пустякам. В "Карусели" я как бы и не руководил процессом, потому что она все делала замечательно, а потом сказала: "Я поймала себя на мысли, что мы с вами ни разу не поссорились. Так странно..."

В итоге мне не простили и Неёлову (вместо нее настойчиво предлагали другую актрису). И когда я привез эту невинную лирическую комедию, безо всяких политических "дуль в кармане" (а тогда придирались только к этому), ее почему-то не приняли. В то время происходили просто дикие случаи. У руководства считалось хорошим тоном, просматривая картину в присутствии режиссера, крайне иронично обсуждать фильм, соревнуясь в остроумии (люди-то были неглупые). И когда один киевский режиссер, не выдержав, попросил говорить потише, руководитель удивленно спросил помощника: "А кто это?.. Режиссер? Скажи ему, пусть выйдет"... Так вот, я получил две страницы "рекомендаций" и переделал картину... До сих пор не могу ее спокойно смотреть -- там был другой финал, фильм был чище и органичнее. На партийно-творческой конференции по итогам года в числе неудач была отмечена "Карусель" Попкова, которого упрекали в мелкотемье и безыдейности. А через десять дней на кинофестивале "Злата Прага", где было представлено 70 картин, "Карусель" с Неёловой и Будрайтисом получила Гран-при.

"ГАРДЕМАРИНОВ" НЕ ПРЕДЛАГАТЬ!

-- Когда мы со вторым режиссером фильма "Сердца трех" обсуждали кандидатуры исполнителей главных ролей, я сказал ей : "Гардемаринов" не предлагать!" (Они были как раз на пике популярности.) Захотелось пойти от противного: снять актеров с породистыми лицами, однако не очень популярных. Но оказалось, что с хорошими мужиками -- тем более с американскими типажами -- в стране напряженка (золотые слова! -- Авт.). Мы перепробовали кучу народа, но закончилось все, как вам известно, Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым. Надо сказать, при всей своей деловитости и сложности Сергей Викторович довольно романтичный человек, с детства влюбленный в Дюма, Лондона, Ремарка. Поэтому первое, что он сказал, приехав на пробы: "Я всю жизнь мечтал поставить "Сердца трех" и чуть не сошел с ума от зависти, когда узнал об этих съемках!" Тут же он попросил снять Харатьяна (они тогда еще дружили) -- пришлось взять Диму в эпизод ("Сердца трех--2") на роль летчика. Кстати, Жигунов до сих пор не расстался с мыслью снять продолжение этой истории, хотя фабула романа уже исчерпана. На съемках "Монсоро" он все время возвращался к этой теме, мечтал экранизировать "Три мушкетера" Дюма и "Три товарища" Ремарка. Сейчас увлекся идеей постановки романа Дюма "Сорок пять". Если у него это получится, надеюсь на свое скромное участие.

"ГРАФИНЯ ДЕ МОНСОРО"

-- До меня картина уже полгода находилась в подготовительном периоде. Работал над ней приятель Жигунова, его ровесник, известный актер. А когда Сергей Викторович понял, что он "не потянет", то позвонил мне. В его положении нужен был человек с репутацией профессионала и производственника. Когда я приехал, многие актеры были уже утверждены. Бюсси играл актер Виктюка, я же настоял на Саше Домогарове, которого отверг предыдущий режиссер, отстоял Женю Дворжецкого, Лешу Горбунова. Хотя сыграть Шико хотели очень многие (Угольников и др.), я говорил об этой роли и с Леонидом Филатовым, но он тогда уже болел. Поначалу Жигунов был категорически против Горбунова: "Я обожаю Лешу, фильм "Груз без маркировки", но при чем тут Шико?!" Пришлось долго убеждать его, что шут -- главный идеолог, король короля...

В отличие от Сергея Викторовича, я не был поклонником Дюма даже в детстве. Как вы помните, сам по себе роман "Графиня де Монсоро" -- очень рыхлый и скучный. Прочитав сценарий, я пришел в ужас: он был еще хуже. Поэтому я поставил Жигунову свои условия: мой оператор (Павел Небера), мой композитор (Олег Кива) плюс -- переписываем сценарий. Он пошел на это, но потребовал не сдвигать график съемок (сценарий был закончен, когда мы уже отсняли серий десять). И, конечно, я не был согласен с кандидатурой актрисы на главную женскую роль. Дошло до того, что я уже хотел уходить из картины. В итоге пришлось полностью поменять концепцию замысла. Мне всегда нужна внутренняя точка отсчета, которую зритель, возможно, и не уловит. Когда она найдена, все остальное -- дело техники. В данном случае я понял, почему погибли Бюсси и Монсоро: они -- "лишние" люди. Бюсси -- последний рыцарь Франции, а Монсоро -- первый буржуа, собственник, рожденный раньше своего времени. Диана же получилась как бы ангелом смерти, ускорившим их гибель. В картине, как мне кажется, появился социальный смысл. Поэтому у нас такие прохладные сцены любви. Было снято много материала, прежде чем мне в голову пришла эта идея. Другого пути у меня не было...

Еще одна трудность -- обилие в романе описаний и монологов, которые нужно было перевести в действие. Это достигалось всякими уловками: ложными интригами и намеками, поддерживающими интерес зрителя. Мы работали на износ, в экстремальных временных рамках -- 200--300 полезных метров в день (в советские времена -- не более 50, а в труднопостановочных картинах и того меньше). Бывали курьезные случаи, поскольку таким разгильдяям, как Дворжецкий и Горбунов (смеется), мне иногда приходилось суфлировать, стоя за камерой. Чего не скажешь о Юрии Беляеве (Монсоро), который всегда знал текст безукоризненно.

У продюсера были жесткие обязательства перед РТР, а показ уже два раза переносился. Были задействованы такие силы, что о творчестве речь уже не шла -- нужно было быстрее сдать картину. Никто не рассчитывал, что съемки затянутся на три года -- Жигунов вообще наивно полагал, что справимся года за полтора. Порой мне даже некогда было переснимать. В результате -- некая "скороговорка" в финале, в которой я, конечно, не виноват.

ГРУЗЧИК НА КИНОСТУДИИ ДОВЖЕНКО

-- Вспоминая себя юношей, понимаю, что стал режиссером не благодаря каким-то врожденным качествам, а вопреки. Я был очень застенчивым, самокритичным мальчиком. Хотя, как все пацаны, прыгал, играл в футбол и мечтал стать летчиком. Но уже тогда, под впечатлением от фильма "Прощайте, голуби", написал черновик письма режиссеру этой картины Якову Сегелю. Только черновик... А в 9-м классе меня пригласили на киностудию Довженко сниматься в фильме "Партизанская искра". Играя одного из партизанчиков, я буквально влюбился в режиссера Маслюкова -- элегантного, поразившего меня своей личностностью. Ужасно захотелось быть, как он, но от одной этой мысли я падал в обморок (с моей-то застенчивостью!). Хотя действительность я оценивал адекватно -- знал, кто идиот, кто нормальный. Позанимавшись в драматической студии, я набрался наглости и поехал поступать во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма. Видимо, я ему понравился, потому что он отвел меня в сторонку и сказал: "Молодой человек, я вам советую поступать на актерский. На режиссерский я вас не приму, потому что беру людей поживших и желательно с высшим образованием". Во вгиковском общежитии мне сказали: "Идиот! Если ты хочешь быть режиссером -- не вздумай идти на актерский! Это хана".

...В Киеве меня (по большому блату!) устроили грузчиком на Довженко. В то время киношники были престижной кастой. Потом я поступил на историко-филологический факультет пединститута (в России) -- думал, на год-два... да так его и окончил. Работал в школе, на радио, в киевском педучилище, но мечта о кино все же не покидала. Трижды поступал на кинофак Киевского театрального, и трижды меня не брали по причине "недостаточной одаренности". И когда уже решил: все, последний раз! -- вдруг прошел на ура. (Кстати, в том году многие поступили благодаря мне: написав сочинение, я (все же учитель русского языка!) проверил все остальные. Большинство абитуриентов, будучи на удивление безграмотными, зачастую "срезались" именно на сочинениях -- по 50 ошибок делали известные нынче люди!)