1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (127) за 02.07.98

КОШЕЛЬКУ ФИФА ХУДОБА НЕ ГРОЗИТ

Утверждение о том, что большой футбол -- это большие деньги, -- давно уже аксиома для каждого, кто мало-мальски интересуется этой игрой. А вот в поисках ответа, хорошо это или плохо, единодушия нет. Выдающийся в недалеком прошлом игрок, а ныне председатель оргкомитета чемпионата мира-98 Мишель Платини накануне выборов нового президента ФИФА заявил, что будет поддерживать кандидатуру Йозефа Блаттера. Ибо если победит его конкурент Юханссон, то, по мнению знаменитого француза, мировой футбол пойдет по пути дальнейшей коммерциализации, что чревато пагубными последствиями. Желание Платини и его единомышленников сбылось -- Блаттер выиграл. Но выиграет ли от этого сам футбол, станет ясно лишь спустя время. Пока же в разгар мирового первенства многие масс-медиа не без удовольствия заглядывают в "кошелек" ФИФА. Благо информация о его содержимом не является секретом.

МАШИНА ПО ПЕЧАТАНИЮ ДЕНЕГ

Популярный французский журнал "Капитал", назвавший ФИФА "машиной по печатанию денег", утверждает, что по окончании чемпионата на ФИФА прольется золотой дождь. По подсчетам специалистов, прибыль составит 750 млн. швейцарских франков. Много это или мало, поймут даже несведущие, если напомнить, что после проведения предыдущего чемпионата закрома ФИФА пополнились "лишь" 124 миллионами. Главным узлом "машины, которая печатает деньги", конечно же, является чемпионат мира. Поэтому с каждым разом борьба за место его проведения ведется с всевозрастающей жесткостью. А между Англией и Германией и вовсе разгорелся конфликт из-за Кубка мира 2006 года. Любящие точность во всем, немцы уже подсчитали, что проведение мирового первенства принесет им 5 млрд. марок. Побороться и впрямь есть за что.

ОЗОЛОЧЕНЫ БУДУТ ДАЖЕ ЯПОНЦЫ

Подсчитано, что в мировом футболе ежегодно прокручивается более 300 млрд. швейцарских франков. Попасть в финал чемпионата мира для сегодняшних футболистов означает не только поддержать спортивный престиж страны, но еще и возможность заработать приличные деньги. К примеру, только на подготовку к Кубку мира во Франции ФИФА выделила каждой из команд рекордную сумму -- по 750 тыс. швейцарских франков. Невиданной доселе является и премия за матч для каждой сборной -- 1 млн. швейцарских франков. Вот и выходит, что даже сборная Японии, показавшая худший результат на Мундиале-98 -- ноль очков в трех встречах, -- может получить ни много ни мало 3,75 млн.

Сама же ФИФА в начале 30-х располагала скромной штаб-квартирой на окраине Цюриха, в которой работали несколько человек. Теперь в апартаментах шикарного офиса в центре города на благо мирового футбола и свое собственное трудятся 60 сотрудников. Сказочное перевоплощение из грязи в князи стало возможным благодаря тому, что в 1987 году тогдашний президент ФИФА Жоао Авеланж продал права на трансляцию всех матчей вплоть до финала ЧМ-98 люцернскому агентству ISL, специализирующемуся на спортивном маркетинге, за 340 млн. швейцарских франков. На чуть большую сумму эта фирма раскошелилась, получив взамен право использовать символику чемпионата. Парадокс же заключается в том, что вскоре Авеланж попал под огонь нелицеприятной критики за эту сделку, ибо согласившись на нее, он, как оказалось, продешевил.

КАЧАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ НАСОС ПОМОГАЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Упоминавшаяся выше фирма ISL получила от ФИФА полномочия и на ведение бюджетных вопросов ЧМ-98. Накануне турнира на ее счета только от восьми главных спонсоров Мундиаля-98 поступило 400 млн. швейцарских франков. А с учетом иных источников -- 750 миллионов. Это сумма составляет 55 процентов общего бюджета. Остальными 600 миллионами распоряжаются 60 членов оргкомитета. Вопрос, почему спонсоры идут на столь солидные траты, может возникнуть только у дилетанта. Ларчик с деньгами открывается просто: по предварительным подсчетам, 64 матча мирового первенства благодаря телевидению посмотрят около 37 млрд. человек -- это значит, на такую гигантскую аудиторию распространится реклама спонсоров. И те охотно расстаются с деньгами, будучи уверенными, что завтра или послезавтра вложенные в рекламу средства не только вернутся, но и принесут прибыль.

Конечно, часть денег, заработанных на большом футболе, ему же служит. А вот финансовые ручейки, устремленные к футболу массовому, детскому, свои берега расширяют очень медленно, а кое-где даже мелеют. Так может, прав Платини, бросивший в сердцах: "Везде речь только и идет что о деньгах, при этом мы забываем об игре. То и дело я слышу: "Манчестер Юнайтед" на бирже повысил свои акции на процент... Вот до чего мы дошли!"