1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №213 (216) за 05.11.98

В ГОД ЗАЙЦА "ЗАЙЦАМ" НЕСДОБРОВАТЬ

Позавчера к нам в редакцию зашел киевлянин, возмущенный поведением контролеров, устроивших "разборку" в троллейбусе 27-го маршрута, следовавшего в сторону проспекта Отрадный. Четыре парня, как говорится, "кровь с молоком", вошли в салон и ринулись проверять билеты. Агрессивность контролеров, по словам рассказчика, не знала пределов. Даже задержали троллейбус и погнались за гражданином, который не показал проездной. Не догнали и -- давай свирепствовать еще сильнее. Особенно досталось подвыпившему пассажиру, что-то там возразившему разбушевавшейся четверке: его... стукнули по голове! Народ в троллейбусе тихо роптал -- на большее никто не отваживался. Когда молодчики наконец-то вышли, люди дали волю эмоциям. Униженные и оскорбленные действиями "законных проверяющих", они говорили лишь об одном: ну зачем нам такие контролеры? И вообще, кто-нибудь как-нибудь контролирует самих контролеров?

Мы, тоже, кстати, постоянные пассажиры общественного транспорта, решили выяснить: что да как.

И -- слыханное ли дело?! Ежедневно в общественном транспорте нашей столицы штрафуют тысячи безбилетных пассажиров, однако до сих пор нет ни закона о контролерах, ни правового механизма задержания "зайцев". На каком же основании из "изнасилованных" безденежьем людей выколачивают последние гроши?

Дать исчерпывающий ответ на эти вопросы не может даже начальник управления отдела контроля "Киевэлектротранса" Ким Гольдман: 380 подчиненных ему контролеров руководствуются лишь "Временными правилами", принятыми 18 ноября 1997 года Госжилкоммунхозом. Более того, по словам Кима Менделевича, кондукторы-контролеры имеют право лишь продавать талончики, а вот проверять их наличие -- нет. Почему они злоупотребляют своими полномочиями? Оказывается, с целью ... психологического давления: на обыкновенных кондукторов наш народ меньше реагирует, чем на контролеров. Стало быть, если разместить эти два слова на одной бирочке, то выполнение ежедневной нормы продажи одноразовых проездных -- 350 штук -- будет более реальным.

Нынешние контролеры руководствуются, главным образом, планами: ежемесячно ловить по 35 "зайцев". За эту непыльную работенку они получают 55% от выручки, т.е. от сданных в кассу 210 гривен им "отстегивают" больше половины -- 115. Перевыполнил норму -- получай дополнительную надбавку к получке (которая, кстати, составляет всего 57 гривен). Ежемесячна сумма штрафов, по скромным подсчетам, достигает 25--30 тысяч гривен! И это при том, что и кондукторы, и контролеры в первую очередь призваны осуществлять профилактические меры по предупреждению административных нарушений на транспорте, а не делать ставки на штрафы. Один из нас стал свидетелем, как разгневанный кондуктор остановил троллейбус 16-го маршрута, чтобы устроить "разборки" с теми пассажирами, которые не покупают проездных талонов. К счастью, дальше амбиций дело не пошло. Контролеры работают "покруче": если сами не могут "укротить" безбилетников, то обращаются за помощью к "Беркуту". Отсутствие у пассажира шести гривен (сумма штрафа) воспринимается нынче уже не просто как нарушение общественного порядка, а почти как преступление. Хотя, по словам г-на Гольдмана, ежемесячно 10--15 контролеров его служба увольняет за различные нарушения трудовой дисциплины, в том числе и по жалобам пассажиров.

Снисходительными к "зайцам" контролеры бывают лишь в одном случае: если те, найдя утерянное контролерское удостоверение, возвращают его прежнему владельцу. Ведь за пропажу такой "корочки" с виновного ежемесячно высчитывают стоимость месячного проездного документа. Одному из авторов этих строк тоже "повезло": когда он вернул контролеру утерянный документ, тот даже хотел поставить "могарыч".

Сегодня в "Киевэлектротрансе" утверждают: если бы не многотысячная армия льготников, проезд в общественном транспорте был бы в несколько раз дешевле. Правда, в нынешнем году Верховная Рада значительно сократила число льготников: из 36 категорий пассажиров, имевших право на бесплатный проезд, "в живых" осталось только 26. Впрочем и это немало, к примеру, одних ветеранов в столице насчитывается более полумиллиона.

А между тем разделение пассажиров на льготников и нельготников привело к небывалому всплеску нового вида преступлений -- подделке документов на проезд. В нынешнем году по этой причине уже возбуждено 18 уголовных дел. Но это лишь вершина айсберга: при сегодняшних технических возможностях можно "нарисовать" любое удостоверение. Посему руководители "Киевэлектротранса" ратуют за отмену всех проездных льгот. Верховная Рада на этот шаг наверняка не пойдет. Отменить льготы -- значит добровольно отказаться от поддержки избирателей. Но и выделить в госбюджете статью расходов на общественный транспорт народные избранники тоже не торопятся. Судя по всему, троллейбусы и трамваи по-прежнему будут оставаться источником социальной напряженности. По Киеву ползут упорные слухи, что с Нового года, кстати, года Зайца, проезд в городском транспорте подорожает до одной гривни. И ползут слухи, видимо, неспроста, судя по публичным заявлениям представителей столичной власти, что тарифы на проезд останутся неизменными только до конца текущего года...