1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (323) за 14.04.99

ПАРЛАМЕНТ РЕШИЛ ПОДНЯТЬ ПЕНСИИ, НЕ ПОКАЗАВ, ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ

Как и предполагалось, Президент наложил вето на недавно принятые в марте парламентом поправки к закону "О пенсионном обеспечении", согласно которым минимальная пенсия должна была бы возрасти до 90 гривен (с сегодняшних 16 грн. 62 коп.), а выплачиваемый минимум -- до 165 гривен (с 37 грн.), правда, в несколько этапов. В случае вступления в силу поправок уже с 1 июля минимальная пенсия по возрасту должна составить 55 грн., а минимум, который выплачивается пенсионерам, с учетом ежемесячной денежной помощи, -- возрасти до 100 грн.

Однако вряд ли 14-миллионной армии украинских пенсионеров следует запасаться кошельками повместительней -- государство сегодня не в состоянии выплачивать даже нынешние более чем скромные пенсии, задолженность по которым на 1 апреля составила более 2,4 млрд. грн. В отдельных областях потребность в деньгах для погашения задолженности удовлетворяется лишь на 8--10%. Нетрудно посчитать, сколько времени понадобится правительству, чтобы вернуть старые долги. Основная причина роста долгов перед Пенсионным фондом -- хронические невыплаты заработной платы, средний уровень которой у нас к тому же не дотягивает пока до предлагаемых Верховной Радой 165 гривен. По подсчетам Минтруда и социальной политики, уменьшились поступления в ПФ и после недавнего введения единого сельскохозяйственного налога.

Конечно, по закону, величина пенсий должна регулярно пересматриваться вслед за ростом инфляции, либо в соответствии с реальным ростом производства, обеспечивающего поступление средств в Пенсионный фонд. Но инфляция в этом году пока не превышала оговоренный для таких случаев 5-процентный порог, да и экономика по-прежнему пребывает в состоянии "свободного падения". Потому, по мнению Президента, принятый ВР закон носит сугубо популистский характер и неминуемо приведет лишь к росту долгов. Поскольку для его выполнения необходимо было бы дополнительно привлечь в ПФ 9--10 млрд. грн. (по подсчетам председателя Комитета ВР по делам пенсионеров -- всего 4 млрд.), не предусмотренных госбюджетом-99. А значит, потребуется вновь изыскивать незапланированные финансы. К примеру, путем увеличения "пенсионных" начислений на фонд заработной платы с 32% до 65%, что способно еще глубже загнать зарплату в "тень". Или путем учреждения дополнительных сборов по образцу уже существующих валютно-автомобильных налогов, либо -- лишая пенсионеров уже существующих льгот.

В то же время глава государства признает необходимость пересмотра существующей уравнительной системы начисления пенсий (напомним, что проект закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" по-прежнему ждет своего рассмотрения в парламенте). Действительно, не выдерживает критики законодательство, по которому на склоне лет человек, проработавший всю жизнь на вредном или тяжелом производстве, получает те же 86,48 грн., что и его ровесники, трудовой стаж которых не превышает, скажем, десяти лет. Люди с нетерпением ожидают обещанной реформы, способной восстановить зависимость пенсионного "вознаграждения" от стажа и специфики труда.

Но, похоже, это дело не близкой перспективы. Правда, во Львове уже отрабатывается новая система персонифицированного учета индивидуального вклада каждого работающего в пенсионные "закрома", благодаря которой поступления в ПФ существенно возросли. По мнению Президента, такой учет к 2000 г. необходимо вводить и в остальных регионах. Пока же, как нам сообщили в Главном управлении пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной политики, последняя дифференциация пенсий состоялась прошлой весной, когда более чем 6,5 миллиона человек были пересчитаны пенсии. Надбавки в пределах 10--20 грн. "удостоился" тогда каждый второй пенсионер, у которого имелся соответствующий стаж и хорошая зарплата в прошлом. Причем льготники, проходящие по списку №1 (шахтеры, проходчики метрополитена, работники химической промышленности и т. д.), по закону не могут получать более четырех минимальных пенсий, что в сумме составляет 66,48 грн., да плюс весенняя надбавка в 20 грн. И ни гривни больше, даже если стаж подземных работ насчитывает свыше тридцати лет! Тогда как у среднего пенсионера -- ограничение в три минимума и надбавка в десять гривен, а потому получает он ненамного меньше -- 59,86 грн.

На дальнейшее увеличение выплат можно рассчитывать не ранее, чем будут погашены все долги перед Пенсионным фондом. А учитывая ситуацию, когда в некоторых регионах на одного работающего приходится по пенсионеру, произойдет это ох как не скоро. Поэтому вновь всплыла на поверхность в принципе бесперспективная идея увеличения пенсионного возраста: глупо держать на рабочих местах стариков, когда у ворот -- толпы безработной молодежи.