Выпуск газеты Сегодня №176 (179) за 15.09.98
СЕНТЯБРЬ. ТОРГОВЛЯ ТОРЖЕСТВУЕТ...
ЧРЕВО СТОЛИЦЫ
Вопреки апокалиптическим прогнозам, киевские хлебные магазины пока не осаждены толпами жаждущих насушить сухарей на случай конца света (кому стало смешно, пусть вспомнит зиму 1991--92 годов). То же самое можно сказать и по другим группам товаров из "обжорного ряда". Мало того: продуктовые магазины и рынки, это бездонное чрево ненасытной столицы, по-прежнему переполнены. Конечно, первостепенным при этом остается вопрос о ценах на снедь. Так вот, импортные харчи, вроде йогуртов, консервированных продуктов, чая и кофе, шоколада и элитных видов и сортов спиртного, подорожали в интересной пропорции: чем дороже стоило изначально -- тем больше "поднялось" в итоге.
Отечественные продукты в магазинах подорожали максимум с учетом девальвации гривни, хотя, разумеется, и здесь покупатели с непроиндексированными (а часто -- невыплаченными) зарплатами и пенсиями вполголоса ропщут на власти предержащие. На базарах же, с их жизненной необходимостью быстрейшего оборота, наблюдается откровенное демпингование практически по всем категориям товаров. В этих рядах важнее сегодня получить копейку, чем до завтра сгноить не переносящие хранения продукты. Поэтому мясо, сало, птица, копчености в прошлые выходные опять вернулись на ценовые позиции августа, овощи и фрукты (исключая отходящие персики, дыни и огурцы) даже чуть-чуть подешевели, и только рыба, особенно морская, подорожала на 10--20%
Если исходить из этих реалий, единственная группа сограждан, которая услыхала призыв председателя Нацбанка Виктора Ющенко о социальном партнерстве и сохранении спокойствия, -- это базарные торговцы снедью.
"ПО-КРУТОМУ"
Совсем по-иному повели себя магазины "с задранным носом" -- те самые, которые часто безосновательно кичатся "эксклюзивным" и коллекционным набором "носибельных" вещей. Они, в основном, как взвинтили цены десять дней назад в пересчете на верхнюю границу валютного коридора (3,5 грн. за $1), так и не спешат их снижать в соответствии с сегодняшними реалиями.
Поэтому в "крутейшем" обувном магазине можно получить дельный совет от заносчивой продавщицы, шаркающей по залу в домашних шлепанцах (в бытовке ее дожидаются дерматиновые босоножки на резиновом ходу, каждый по килограмму весом). В не менее "крутом" супермаркете интересно узнать, что чешская соевая сладкая плитка, оказывается, может продаваться по цене швейцарского черного шоколада. В одежном "бутике" можно пощупать сорочку от самого Кардена, в пересчете на доллары -- всего $80. (За эту сумму можно прокатиться, например, в Будапешт, где в каком-нибудь "Центруме" или
"Шоппинг-Молсе" купить точно такую же меньше чем за $20, а на оставшиеся форинты со вкусом "обмыть" приобретение в близлежащей кафешке.)
Такие "перекосы", свидетельствующие, что на украинцах, особенно в трудные времена, западные ребята с их местными партнерами привычно делают суперприбыль, можно вспоминать до бесконечности. Но это -- явление перманентное. На сегодня же бесспорно главная, отодвигающая все остальное на задний план тенденция, -- взлет цен, пропорции которого зачастую не имеют ничего общего с реальным ростом курса твердых валют. Скажем, фирменная бытовая техника и электроника вздорожали в Киеве минимум на треть, а телевизоры с наиболее популярными размерами -- 20 и 21 дюйм по диагонали -- выросли в цене почти вдвое, уверенно перешагнув отметку в 1000 гривен. В похожем соотношении подскочили цены на бытовую химию, фасованные продукты питания, дорогие сорта водки, импортные сигареты. Вы это все уже наверняка видели: и рис по 2,5 грн./кг, и “Княжий келих” по 6, и “Ариэль” за трешку.
Кое-кто в Киеве, впрочем, сыграл на накале покупательских страстей менее тривиально. Например, витрины всех магазинов коммерческой сети "Арго трейдинг" завлекали граждан призывами одеться-обуться по старым ценам (они были "заморожены" на докризисных отметках до 14 сентября). А в итальянском супермаркете "Промiнь" на Контрактовой площади и вовсе устроили распродажу залежалого товара с приличными скидками: очереди к кассам были похлеще, чем к окошкам обменных пунктов, а полки к концу недели опустели больше чем наполовину.
В эти дни газеты и ТВ не раз давали слово директорам торговых предприятий, продавцам. Нельзя сказать, что интервью отличались разнообразием: удорожание розницы преподносится населению как следствие необходимости подстраховаться от непредсказуемых колебаний курса национальной валюты.
Между тем совершенно очевидно, что столь резкий скачок цен в не меньшей мере спровоцирован и паническим поведением многих граждан: убедившись в почти полном отсутствии возможности легально конвертировать гривню в доллары, люди спешат истратить деньги на все то, что в дни смуты на рынке финансов способно выступить в роли "аккумулятора" "лишних" гривен. Торговля, само собой, при этом не прочь сорвать куш, тем более что масла в огонь подливают сообщения из Москвы, где подзабытое понятие "дефицит" -- вновь в обиходе.
БАРАХОЛКА ПРИСМИРЕЛА
По сравнению с позапрошлыми выходными, когда столичные вещевые рынке в ажиотаже пересчитывали цены на свои турецко-китайские "шедевры", исходя из 3,5 грн. за $1, в минувшую субботу и воскресенье цены там опали, как передержанное дрожжевое тесто. Причина столь стремительной "демократизации" тривиальна: отсутствие у потенциальных покупателей лишней наличности и, как следствие, резкое падение спроса даже на сезонный ассортимент барахолок. Посему торговцы к воскресенью были вынуждены умерить аппетиты до 2,6--2,9 грн. за $1, "забитый" в цену товара, несмотря на трудности в конвертации наличных гривен, достигающих 2,8--2,9 грн. за один "зеленый". Словом, спокойствие на вещевых рынках обеспечивается отнюдь не правительственными призывами, но -- девственной чистотой наших кошельков. Как говорится, не было бы счастья...