1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (179) за 15.09.98

СЕНТЯБРЬ. ТОРГОВЛЯ ТОРЖЕСТВУЕТ...

Мы глубоко признательны нашей торговле за то, что при известной скудости и однообразии ассортимента (включая "ну очень крутые" шопы и бутики) она всегда способна дать свежую пищу. По крайней мере -- для ума.

ЧРЕВО СТОЛИЦЫ

Вопреки апокалиптическим прогнозам, киевские хлебные магазины пока не осаждены толпами жаждущих насушить сухарей на случай конца света (кому стало смешно, пусть вспомнит зиму 1991--92 годов). То же самое можно сказать и по другим группам товаров из "обжорного ряда". Мало того: продуктовые магазины и рынки, это бездонное чрево ненасытной столицы, по-прежнему переполнены. Конечно, первостепенным при этом остается вопрос о ценах на снедь. Так вот, импортные харчи, вроде йогуртов, консервированных продуктов, чая и кофе, шоколада и элитных видов и сортов спиртного, подорожали в интересной пропорции: чем дороже стоило изначально -- тем больше "поднялось" в итоге.

Отечественные продукты в магазинах подорожали максимум с учетом девальвации гривни, хотя, разумеется, и здесь покупатели с непроиндексированными (а часто -- невыплаченными) зарплатами и пенсиями вполголоса ропщут на власти предержащие. На базарах же, с их жизненной необходимостью быстрейшего оборота, наблюдается откровенное демпингование практически по всем категориям товаров. В этих рядах важнее сегодня получить копейку, чем до завтра сгноить не переносящие хранения продукты. Поэтому мясо, сало, птица, копчености в прошлые выходные опять вернулись на ценовые позиции августа, овощи и фрукты (исключая отходящие персики, дыни и огурцы) даже чуть-чуть подешевели, и только рыба, особенно морская, подорожала на 10--20%

Если исходить из этих реалий, единственная группа сограждан, которая услыхала призыв председателя Нацбанка Виктора Ющенко о социальном партнерстве и сохранении спокойствия, -- это базарные торговцы снедью.

"ПО-КРУТОМУ"

Совсем по-иному повели себя магазины "с задранным носом" -- те самые, которые часто безосновательно кичатся "эксклюзивным" и коллекционным набором "носибельных" вещей. Они, в основном, как взвинтили цены десять дней назад в пересчете на верхнюю границу валютного коридора (3,5 грн. за $1), так и не спешат их снижать в соответствии с сегодняшними реалиями.

Поэтому в "крутейшем" обувном магазине можно получить дельный совет от заносчивой продавщицы, шаркающей по залу в домашних шлепанцах (в бытовке ее дожидаются дерматиновые босоножки на резиновом ходу, каждый по килограмму весом). В не менее "крутом" супермаркете интересно узнать, что чешская соевая сладкая плитка, оказывается, может продаваться по цене швейцарского черного шоколада. В одежном "бутике" можно пощупать сорочку от самого Кардена, в пересчете на доллары -- всего $80. (За эту сумму можно прокатиться, например, в Будапешт, где в каком-нибудь "Центруме" или
"Шоппинг-Молсе" купить точно такую же меньше чем за $20, а на оставшиеся форинты со вкусом "обмыть" приобретение в близлежащей кафешке.)

Такие "перекосы", свидетельствующие, что на украинцах, особенно в трудные времена, западные ребята с их местными партнерами привычно делают суперприбыль, можно вспоминать до бесконечности. Но это -- явление перманентное. На сегодня же бесспорно главная, отодвигающая все остальное на задний план тенденция, -- взлет цен, пропорции которого зачастую не имеют ничего общего с реальным ростом курса твердых валют. Скажем, фирменная бытовая техника и электроника вздорожали в Киеве минимум на треть, а телевизоры с наиболее популярными размерами -- 20 и 21 дюйм по диагонали -- выросли в цене почти вдвое, уверенно перешагнув отметку в 1000 гривен. В похожем соотношении подскочили цены на бытовую химию, фасованные продукты питания, дорогие сорта водки, импортные сигареты. Вы это все уже наверняка видели: и рис по 2,5 грн./кг, и “Княжий келих” по 6, и “Ариэль” за трешку.

Кое-кто в Киеве, впрочем, сыграл на накале покупательских страстей менее тривиально. Например, витрины всех магазинов коммерческой сети "Арго трейдинг" завлекали граждан призывами одеться-обуться по старым ценам (они были "заморожены" на докризисных отметках до 14 сентября). А в итальянском супермаркете "Промiнь" на Контрактовой площади и вовсе устроили распродажу залежалого товара с приличными скидками: очереди к кассам были похлеще, чем к окошкам обменных пунктов, а полки к концу недели опустели больше чем наполовину.

В эти дни газеты и ТВ не раз давали слово директорам торговых предприятий, продавцам. Нельзя сказать, что интервью отличались разнообразием: удорожание розницы преподносится населению как следствие необходимости подстраховаться от непредсказуемых колебаний курса национальной валюты.

Между тем совершенно очевидно, что столь резкий скачок цен в не меньшей мере спровоцирован и паническим поведением многих граждан: убедившись в почти полном отсутствии возможности легально конвертировать гривню в доллары, люди спешат истратить деньги на все то, что в дни смуты на рынке финансов способно выступить в роли "аккумулятора" "лишних" гривен. Торговля, само собой, при этом не прочь сорвать куш, тем более что масла в огонь подливают сообщения из Москвы, где подзабытое понятие "дефицит" -- вновь в обиходе.

БАРАХОЛКА ПРИСМИРЕЛА

По сравнению с позапрошлыми выходными, когда столичные вещевые рынке в ажиотаже пересчитывали цены на свои турецко-китайские "шедевры", исходя из 3,5 грн. за $1, в минувшую субботу и воскресенье цены там опали, как передержанное дрожжевое тесто. Причина столь стремительной "демократизации" тривиальна: отсутствие у потенциальных покупателей лишней наличности и, как следствие, резкое падение спроса даже на сезонный ассортимент барахолок. Посему торговцы к воскресенью были вынуждены умерить аппетиты до 2,6--2,9 грн. за $1, "забитый" в цену товара, несмотря на трудности в конвертации наличных гривен, достигающих 2,8--2,9 грн. за один "зеленый". Словом, спокойствие на вещевых рынках обеспечивается отнюдь не правительственными призывами, но -- девственной чистотой наших кошельков. Как говорится, не было бы счастья...