1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (359) за 09.06.99

"ОФИГЕНИЕ В ТАВРИДЕ" -- НОВЫЙ УКРАИНСКИЙ МИФ

Лет за четыреста с копейками до нашей с вами эры в одной весьма древней Греции жил-был товарищ Еврипид. Вдохновленный музой Мельпоменой, он взял да и написал трагедию о несчастной принцессе Ифигении -- "Ифигения в Тавриде"... Если в названии старого мифа заменить пару букв, вполне может получиться миф новый -- миф о "Мельпомене Таврии".

"Таврийские игры" открыли сезон фестивалей. Первой ласточкой жаркого лета-99 стала "Мельпомена Таврии" -- всеукраинский фестиваль-конкурс музыкальных театральных премьер, на три дня превративший сразу два города -- Херсон и Николаев -- в общие подмостки. Так что фестивальный народ безумно мотался меж городами Х. и Н. Так, пока в Херсонском областном украинском театре хозяева показывали комедию "Безумный день, или Женитьба Фигаро", николаевские аборигены могли наблюдать, как группа сумасшедших в желтом микроавтобусе носится по городу с криками: "Где здесь театр?" Примечательно, что направления нам указывали самые разные...

Сразу оговорюсь: "Таврийские" взялись за это дело впервые (надо же расширять сферу влияния!), так что с некоторой скомканностью первого блина вполне можно смириться. Да и конкретное направление -- музыкальное -- дает неоспоримое преимущество: фестиваль сразу приобретает не похожее на других лицо.

Странно только, почему патронессой мероприятия опять избрана муза трагедии Мельпомена, а, скажем, не муза комедии Талия или Каллиопа, отвечающая за народное творчество? Можно было вообще каждое произведение посвящать отдельной музе, тем более, что количество выступавших театров совпадало с числом муз -- девять: "Верону" Григория Горина (Николаевский русский театр) -- музе истории Клио, уличный спектакль Киевского экспериментального "Dreams" -- Полигимнии. Ну а "Лолита" Донецкого областного театра из Мариуполя со скрипом, но подошла бы музе Эрато.

Позволю себе лирическое отступление. Человек, привыкший брезгливо морщиться при слове "провинция" и уверенный, что ростки культуры всходят только на столичной почве, немало удивился бы, загляни он на фестивальные спектакли: буквально все они сопровождались аншлагами, а в финале -- бурными овациями. Пожалуй, самый восторженный прием выпал на долю Луганского театра: мелодрама Михайла Старицкого "Ніч під Івана Купала" в постановке Владимира Московченко так растрогала зрителей, что крики "Браво!" не стихали минут десять...

Закрывали фестиваль в шикарном санатории "Содружество". То, что ожидало гостей там, стало настоящей наградой за двухчасовую дорогу в душном автобусе по тридцатипятиградусной жаре: лазурно-голубые открытые бассейны в обрамлении накрытых столиков, а также реки пива и стада раков -- все это было фоном для торжественного вручения призов и дипломов всем участникам. Ну а потом явились древние боги: нет-нет, не музы с Аполлоном, а Нептун со своей дамой сердца. И первым делом велели "топить" директоров театров. Кстати, оч-чень примечательная деталь нынешнего времени: не артисты, не режиссеры, а именно директора были главными персонажами фестиваля: им вручали, их купали, о них даже стихи сочиняли. Правда, директор театра, особенно в провинции, сейчас -- царь и бог... "И никаких богов в помине, лишь только дела -- гром кругом..."