Анатолий Амелин

Основатель аналитического центра "Amelin Strategy"

Почему в Украине не сработает налоговая реформа

мнения

18 Августа 2015, 08:17

amelin_02_01_01

27 августа состоится заседание Совета реформ при президенте, где будут презентованы две концепции налоговой реформы. Одну из них презентует Министерство финансов, вторую – глава комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике.

Итоговые концепции еще не опубликованы, но уже сегодня по ряду публичных заявлений можно судить о будущем качестве реформ.

Первое, и самое важное: Минфин, разрабатывая реформу, не имеет возможности сделать ее эффективной и сильной по ряду причин. Основная заключается в том, что инициатором и реализатором реформы выступает лицо, у которого возникает конфликт интересов. Роль Минфина, которому подчиняется Государственная фискальная служба – собирать деньги и контролировать государственные расходы. И единственная функция налогов, которая интересует это ведомство, – фискальная, в то время как у налогов есть и другие функции: регулирующая, стимулирующая, и в контексте предлагаемой реформы они никоим образом не затрагиваются. Фактически меняются слагаемые, но сумма остается неизменной.

Вторая причина, по которой я считаю, что эта реформа не будет эффективной, состоит в том, что инициативы Минфина проходят через жесткое сито МВФ. С одной стороны, МВФ навязывает некоторые изменения, с другой стороны, все изменения, которые предлагаются, с точки зрения МВФ, не должны приводить к уменьшению поступлений в бюджет. А мы четко понимаем, что любые изменения, любые попытки снизить налоговое давление с целью детенизации, в первые периоды времени приводит к снижению поступлений в бюджет. Без этого никак нельзя. Только потом мы получаем рост поступлений. Грузия пошла по этому пути. Когда они опустили ставку налогообложения физических лиц, МВФ был критически против. Они брали ретроспективу данных за предыдущий период времени и математически накладывали новые ставки. Но в МВФ не учитывают эффект, который может принести снижение налогового давления. Откровенности ради нужно сказать, что этот эффект точно посчитать невозможно. Можно только делать предварительные оценки.

В данном случае мы будем иметь реформу с очень мягкими изменениями. Возможно, некоторые новшества в чем-то улучшат ситуацию, которая есть сейчас, но кардинальных изменений не будет.

Что по сути предлагается? Финальную модель пока никто не видел. Однако по тем отрывкам, которые были опубликованы в интервью министра, замов министра, мы видим, что рассматривается несколько опций: это и объединение НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и ЕСВ (единый социальный взнос) в единый налог, что даст определенное упрощение в администрировании этих налогов. Это и "бруттизация" заработной платы. Сейчас физические лица, получающие зарплату, не знают, сколько они реально платят налогов, потому что что-то удерживается из зарплаты, что-то начисляется на зарплату. Граждане знают, что налог на доходы физлиц составляет 15%, но реальная ставка всех отчислений и удержаний из зарплаты составляет на самом деле более 50%. Бруттизация позволит гражданам видеть свои реальные налоги и реальные налоги, и отчисления, которые они платят.

О других предлагаемых изменениях можно только догадываться, но уже сейчас понятно, что бизнесу легче не будет. НДС меняться не будет, ставки налога на прибыль меняться не будут. Основное требование кредитора Украины – МВФ – сохранение нынешнего уровня поступлений в бюджет, соответственно, вряд ли придется ожидать снижения ставок налогов. Но даже если бы они снижались, без модернизации системы их администрирования изменений не будет. В налоговой работают все те же люди, те же принципы, ставятся те же задачи. Откуда взяться улучшениям?

Еще раз повторю, Минфин не может быть ни заказчиком реформ, ни их конструктором. Он должен быть только реализатором. На мой взгляд, заказчиком может быть только Министерство экономического развития и торговли. Это единственная институция в стране, которая отвечает за долгосрочное планирование экономики. Они прогнозируют макроиндикаторы. Сейчас есть Стратегия развития до 2020 года, предложенная президентом. В ней содержатся понятные цифры размера ВВП, есть понимание того, какой объем инвестиций внутренних и внешних нужно привлечь, чтобы достичь этого показателя. Через эти показатели и нужно идти и формировать задачи налоговой реформы таким образом, чтобы она не консервировала систему, а стимулировала привлечение инвестиций в экономику.

Налоги в Украине всегда выполняли единственную функцию – фискальную, но есть и не менее важная – стимулирующая. Используя налоговые стимулы, мы можем привлечь инвесторов как внутренних, так и внешних. Как следствие, экономика будет расти, налоговая база расширится и поступления в бюджет тоже будут расти. Но мы идем другим путем. Вопросы стимулирования роста экономики на повестке дня не стоят. Если проводить аналогию с аграриями, то Государство стрижет траву (собирает налоги с неокрепшей экономики), как только она взойдет, вместо того, чтобы дождаться, пока созреют колоски, из которых можно делать хлеб.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы реформа стала реформой, и экономические преобразования дали положительный результат. Первое, и самое главное – это четкая постановка задачи на реформу от Министерства экономического развития. Задача должна предусматривать инструментарий привлечения инвесторов и развитие экономики за счет стимулирующей функции налогов.

Второй важной задачей является реформирование системы Государственной Фискальной Службы. С полной перестройкой бизнес-процессов и заменой практически полностью персонала. Служба должна перестать быть карательным органом, а должна быть сервисной функцией для налогоплательщиков.

Третьей задачей должно быть эффективное администрирование НДС. Какие бы изменения в налоговом поле ни были, мы всегда упираемся в неэффективное администрирование НДС, возможность реализации различных схем и невозврат НДС как редчайшее зло, которое не дает компаниям возможность иметь оборотные средства.

Четвертой задачей может быть не просто объединение ЕСВ и НДФЛ, но и серьезное снижение ставок налогов для физических лиц совокупно до 20%-30% с нынешних более чем 50%, которое поможет вывести из тени значительные суммы серых зарплат, которые сейчас платятся в конвертах. Но снижение ставок не будет иметь эффект без усиления ответственности работодателей и налогоплательщиков за зарплату в конвертах. Я читаю, что неуплата налогов – это одно из самых серьезных преступлений против государства, потому ответственность должна вырасти.

Пятая задача – реформирование налога на прибыль. Сейчас в том виде, в котором он есть, этот налог никто не платит. Предприятия используют конверты, которые это "оптимизируют", используют офшоры, на которые переводят прибыль. Схем очень много, а причина этого в том, что бизнес не успевает заработать прибыль, как государство просит: а заплати мне налогов на год вперед. Сумма переплаты в бюджет по Украине составляет более 20 миллиардов гривен. Это деньги, которые государство забрало у предприятий, которые их еще не заработали. Это происходит за счет того, что налоговой нужны поступления сегодня, и у бизнеса берут, по сути, налоги будущего года. Это не есть нормально. Этот налог нужно реформировать. Есть два пути, по которым можно идти с точки зрения стимулирования экономики. Ускоренная амортизация, которая должна касаться всех секторов экономики. Цель в том, чтобы любое оборудование, любые основные средства можно было относить на расходы в течение первого года с момента приобретения. Это будет стимулировать предприятия обновлять основные фонды. А у нас 90% предприятий имеют морально изношенные фонды, нам нужна коренная модернизация. Ускоренная амортизация частично эту задачу решает. В отсутствии дешевых кредитно-финансовых ресурсов ускоренная амортизация – самое то! Отказ от налога на прибыль и использование налога на распределяемую прибыль. Это означает, что пока компания не распределяет прибыль, налогом она не облагается. У компании появляется возможность реинвестировать ровно столько, сколько нужно собственникам. И только когда они захотят забрать деньги из бизнеса для собственного потребления, они заплатят налог. Казалось бы, должны упасть поступления в бюджет, ведь отсутствует налог на прибыль. Но на самом деле мы провели исследования и увидели, что при таком сценарии компании мотивированы инвестировать в модернизацию и увеличивать свой товарооборот. Увеличение товарооборота приводит к росту поступлений в бюджет по НДС, модернизация приводит к росту количества рабочих мест и повышению заработной платы. Соответственно, вторым компенсатором выступают налоги, которые вырастут в этой сфере. В принципе, по нашим подсчетам, потерь в бюджете быть не должно.. Ключевой вопрос – кто готов взять на себя ответственность и провести кардинальные реформы. Как говорил Каха Бендукидзе: "Реформы или делаются быстро, или это не реформы". Мы пока выбираем второй путь, называя реформами то, что ими не является. Так что в конце августа мы сможем сделать окончательные выводы о том, куда мы идем – к реформам или, все-таки, не к ним.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...