Павел Кухта

эксперт по госфинансам Реанимационного пакета реформ

Анализ проекта госбюджета: что улучшится

мнения

2 Декабря 2015, 11:08

Анализируя проект государственного бюджета, следует держать в уме те задачи, которые стоят перед данным документом в условиях современной Украины. Государственный бюджет является ключевым механизмом осуществления определённых реформ, таких как:

- снижение нагрузки государственного сектора на экономику через сокращение неэффективной и коррупционной части государственных расходов и снижение налогов;

- структурные реформы в таких секторах, как социальная поддержка, образование, медицина, инвестиции в инфраструктуру и др., повышающие отдачу от вложенных в них бюджетных средств и эффективность их использования.

Несмотря на отсутствие дополнений, выложенные Министерством финансов в открытый доступ документы – проект бюджета и проект налоговой реформы – выглядят в плане реализации описанных выше реформ довольно многообещающе.

Несмотря на повышение абсолютного значения доходов и расходов госбюджета – соответственно, с 517 до 598 миллиардов гривен и с 582 до 674 миллиардов гривен – если пересчитать эти цифры как доли от прогнозируемых МВФ и правительством на 2015 и 2016 годы размеров ВВП, то показатели практически не меняются, составляя около 26% и 29% соответственно. Однако, следует учитывать, что в проект бюджета заложено двукратное снижение Единого социального взноса, которое неизбежно резко увеличит дефицит Пенсионного фонда Украины. Дефицит ПФУ, в свою очередь, покрывается из государственного бюджета, то есть всё это увеличение в полном объёме учтено в описанных выше цифрах. Таким образом, общая доля государственного сектора в экономике, учитывающая как государственный и местные бюджеты, так и социальные фонды (Пенсионный в первую очередь), существенно снизится.

Рассмотрим подробнее конкретные новации, которые уже прописаны в тексте предлагаемого Министерством финансов законопроекта и для анализа которых не нужны отсутствующие пока дополнения к проекту бюджета. Для того, чтобы обеспечить сравнимость показателей с бюджетом 2015 года, будем, помимо абсолютных значений, приводить соотношения к прогнозу МВФ ВВП Украины на 2015 год и правительственному прогнозу ВВП на 2016 год, который использовался при составлении бюджета.

1. Перечисляемая в государственный бюджет прибыль Национального банка Украины снижается с 60.5 миллиардов гривен (3% от ВВП) в 2015 году до 34 миллиардов гривен (1.5% от ВВП) в 2016 году. Данная мера была анонсирована давно и связана с необходимостью уйти от покрытия фискальных потребностей государственного бюджета со стороны НБУ (проще говоря – перестать печатать деньги для бюджетных расходов) и перейти к нормальной монетарной политике, направленной на снижение инфляции и её удержание в пределах, в среднем, 5% в год. Учитывая то, что привычка правительств прошлых лет к применению печатного станка является одной из важных причин нынешнего плачевного состояния экономики Украины, данную меру можно только поприветствовать.

2. Резко снижаются так называемые квази-фискальные расходы, прописанные в законопроекте о госбюджете – с 86.2 миллиардов гривен (4.3% от ВВП) до 16 миллиардов гривен (0.7% от ВВП). К квази-фискальным относятся такие расходы, как покрытие дефицита НАК "Нефтегаз Украины", рекапитализация банковской системы и трансферты Фонду гарантирования вкладов физических лиц. В сумме, эти расходы снижаются на 3.6% от ВВП, что существенно сокращает нагрузку государственного сектора на экономику.

3. Финансирование профессиональных технических учебных заведений и ВУЗов I-II уровней аккредитации перекладывается на местные бюджеты. Вероятно, данная мера являются частью пакета мер по снижению расходов и повышению эффективности применения бюджетных средств в сфере образования, хотя до конца это станет понятно лишь после публикации дополнений к проекту бюджета. Данная мера имеет определённый смысл с точки зрения эффективности – привязка рабочего образования к конкретным регионам позволила бы им "затачивать" его под нужды расположенных в них отраслей и предприятий. в Впрочем, в системе образования есть примеры и большей неэффективности – архаичная система и слабо изменившаяся с советских времён система госзаказа в ВУЗах и избыточной размер школьной сети, повышающий затраты на её содержания и снижающий качество образования в сельской местности.

4. Наконец, проект бюджета предполагает реформу в научной сфере, а именно – слияние всех отраслевых академий с Национальной академией наук, инвентаризацию имущества научных учреждений и аудит их деятельности. В случае успеха, данная реформа могла бы резко сократить масштабы бессмысленного "проедания" бюджетных средств и коррупции в научной сфере и существенно повысить эффективность применения выделяемых на науку денег. Впрочем, конкретные результаты реформы будут зависеть от того, насколько качественно удастся провести запланированные меры.

В сумме, ожидаемый в результате выполнения запланированного бюджета размер сокращения государственных расходов и высвобождения ресурсов для частного сектора экономики должен составить около 7% от ВВП. Это серьёзно сдвинет Украину в сторону более оптимального использования ресурсов своей экономики и в будущем даст свои плоды в виде ускорения экономического роста. По расчёта Центра экономической стратегии, нынешняя сверхвысокая доля государства в экономике Украины (на данный момент, свыше 50% от ВВП) стоит нам 2-4 процентных пункта роста ВВП ежегодно. Соответственно, при снижении расходов до оптимального, согласно расчётам, уровня в 37% от ВВП, рост экономики Украины может ускориться в два и более раза по сравнению с нынешними прогнозами (МВФ ожидает для Украины в среднесрочной перспективе роста экономики, в среднем, на 4% в год).

Отдельно следует отметить, что Министерство финансов всерьёз взялось за Авгиевы конюшни украинской бюджетной сферы – верификацию (проверку) получателей социальных выплат. Учитывая, что социальные расходы занимают большую часть расходов государства в Украине, злоупотребления в этой сфере – хищения, "мёртвые души" (умершие пенсионеры, за которых их родственники продолжают получать пенсии) и тому подобные проявления коррупции могут иметь огромные масштабы.

В Грузии в 2000-е годы верификация показала, что 25% расходов Пенсионного фонда разворовывались через "мёртвые души" и другие коррупционные схемы. В Греции в 2012 году социальных и пенсионных выплат было лишено 200 тысяч граждан (2% населения страны), которые получали их незаконно и не соответствовали критериям получения пенсий или соцпомощи, часть этих граждан была давно мёртвой.

Если Минфину удастся преодолеть сопротивление со стороны бенефициаров коррупции в социальной системе, потенциальная экономия может составлять десятки миллиардов гривен. Эти деньги могли бы быть использованы как для повышения социальных стандартов для настоящих социально-незащищённых граждан, так и для снижения огромных налогов на заработные платы работающих украинцев (по уровню налогообложения заработных плат Украина занимает 5-е место в мире), что также существенно ускорило бы экономический рост.

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...