Сергей Корсунский

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины

Зачем Америке российский газ?

мнения

30 Января 2018, 08:37

В конце прошлого года в России произошло событие, оставшееся почти незамеченным в Украине. На полуострове Ямал был открыт гигантский завод по производству сжиженного газа компании "Новатек" – второго после "Газпрома" производителя газа в РФ. Стоимость проекта в 27 млрд. долларов была бы неподъемной для россиян из-за введенных против "Новатек" санкций, однако французская Total и китайская CNPC выступили со-инвесторами, что позволило построить и запустить завод. На его открытие приезжал Путин и другие важные гости (например, министр энергетики Саудовской Аравии). Во время недавней встречи в Давосе с министром энергетики США Перри министр энергетики РФ Новак пригласил его посетить Ямал, очевидно, чтобы продемонстрировать, что и в условиях санкций Россия вполне способна осуществлять проекты мирового уровня.

Крайне любопытно, что буквально в те же дни США ввели новый пакет санкций против российских юридических и физических лиц, в число которых попал и заместитель Новака Андрей Черезов. Именно этот персонаж ответственен за поставки турбин Siemens в Крым, за что уже был включен в санкционный список ЕС. Разумеется, по мнению Новака, санкции как США, так и ЕС являются "абсолютно незаконными". Очевидно, он рассчитывает, что визит Перри на Ямал поможет администрации США понять это.

Запуск завода "Новатек" является не рядовым событием. Он означает начало нового этапа энергетической экспансии России. В то время как Украина и наши европейские партнеры с обеспокоенностью следили за развитием обходных трубопроводных маршрутов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", Россия реализовала по-сути еще один обходной маршрут, на этот раз не локального, а глобального характера.

Дело в том, что с терминала на Ямале российский газ будет поставляться не только в Европу, но и в Азию, в частности, в Китай, а также, как показал недавний опыт – в западную Европу и США. Для этого на мировом рынке существуют специальные LNG –танкеры ледового класса, способные проламывать лед до двух метров толщиной, а также немалый спрос на сжиженный газ. И в то время, как эмиссары "Газпрома" в Европе рассказывали о тайных намерениях США вытолкнуть Россию с европейского рынка именно с помощью поставок сжиженного газа (что пока в принципе невозможно), первый танкер с российским сжиженным газом  отправился с Ямала на британский остров Грейн, где благополучно разгрузился в расположенные там хранилища. Вместе с российским в них оказался газ из Алжира, с Тринидада и Тобаго, и Катара. Там же был загружен газом французский танкер "Gaselys" уже не ледового, а обычного класса, который и оказался на прошлой неделе у берегов США вблизи Бостона.

Сам факт возможности поставок российского газа в США привлек серьезное внимание специалистов. США являются крупнейшим в мире производителем природного газа и в прошлом году осуществили несколько пробных поставок LNG в Европу – в Турцию и Польшу. Зачем же Америке понадобился российский газ? И как быть с режимом санкций?  Прежде, чем достигнуть терминала Эверетт в Массачусетсе, танкер с "российским" газом совершил несколько маневров, в частности, странный разворот посреди Атлантики, вернулся к берегам Европы, затем снова направился в США. Высказывались предположения, что возник вопрос о нарушении компанией – поставщиком, которой выступила французская Engie, санкционного законодательства.

Однако, все оказалось проще. Причиной разворота стали плохие погодные условия, никаких нарушений в поставках газа в Бостон нет. Дело в том, что (1) Engie перекупила этот газ у малазийской компании Petroliam Nasional Bhd (именно малазийцы купили этот газ у "Новатек"), и (2) физические молекулы газа, отправившегося в США, были уже не российскими, а смесью сжиженного газа из разных стран. Представители Engie утверждают, что сообщили властям США о природе груза, и никаких возражений с их стороны не последовало. Таким образом оказывается, что подобные операции позволяют обойти санкции, а значит – открыть дорогу для экспорта российского LNG беспрепятственно по всему миру.

Потребность в поставках сжиженного природного газа в Бостон была всегда, потребители в этой части США примерно на 10% зависят от LNG. В декабре-январе северо-восток США накрыли сильные холода и цены на сжиженный газ выросли за день на 42%, что и послужило экономическим основанием для Engie организовать поставку LNG из Европы. Возникает вопрос – почему нельзя было поставить в замерзающий Бостон собственный, американский газ с LNG терминала в Мексиканском заливе?

Ответ крайне любопытен. Оказывается, в США с 1920 года действует так называемый Закон Джонса, который гласит, что перевозки между портами США могут осуществляться только на суднах, построенных и зарегистрированных в США, и с американской командой на борту. Ни один из мирового флота почти в 500 LNG танкеров не удовлетворяет этим условиям. Поэтому понадобились внешние поставки, которые и были осуществлены по французско-малазийско-российской схеме. Формально никто ничего не нарушал – малазийской компании не запрещено покупать газ у "Новатек", французам – у малазийцев, да и газ уже не чисто российский, а как бы происходит с острова Грейн, находящегося недалеко от Лондона во вполне респектабельной британской юрисдикции. Аналитики рынка все увереннее говорят теперь о возможностях новых поставок – ведь поставляли же раньше в США сжиженный газ из Норвегии? Формально к подобным проектам санкции не применимы, что фактически позволяет России выйти на мировой рынок LNG. Для крупнейшего в мире экспортера газа, каковым является Россия, это важный шаг вперед, к глобализации рынка. Безусловно, существуют серьезные сомнения, что поставки любого сжиженного газа, а не то, что российского, через Атлантику в США, станут регулярными. Однако не менее важно, что подобные поставки будут осуществляться в Азию – рынок, на который серьезно рассчитывали производители американского сланцевого газа.

По мнению аналитиков рынка, нет оснований считать, что за уже осуществленной поставкой LNG скрывается намерение Вашингтона ослабить давление на Россию. Новый пакет санкций – и тот, что введен в действие на прошлой неделе, и тот, что ожидается на этой, является требованием законодательства, а законы в США принято исполнять. Еще одним доказательством этого стало заявление госсекретаря Тиллерсона во время визита в Польшу о том, что "Северный поток-2" является очередной частью схемы Кремля политизировать поставки энергоресурсов и подорвать попытки Европы стать менее зависимой от российского газа. "Как и Польша, США выступают против "Северного потока-2",- заявил Тиллерсон во время пресс-конференции со своим польским коллегой. В то же время, он поддержал планы Польши начать поставки американского LNG и построить трубопровод из Норвегии.

И все же, история с поставками почти-российского газа в США не зря привлекла внимание американских СМИ и аналитиков рынка. Как сообщали в ноябре прошлого года сразу несколько западных изданий, среди которых Le Soir и The Gardian, из документов панамского офшора, известных теперь как "Paradise Papers", стало известно, что американский инвестор и министр торговли США Вилбур Росс владеет 35% компании Navigator Holdings, зарегистрированной на Маршалловых островах. Эта компания покупала российский газ на терминале в Усть-Луге и перепродавала его потребителям в Европе, в частности, поставляла его на LNG терминал в Антверпене. Росс объяснял потом, что вышел из руководства Navigator Holdings еще в ноябре 2014 года, газ принадлежал российской компании "Сибур", на которую санкции США не распространяются, а он лично не имел никакого отношения к этим сделкам, с представителями "Сибура" не встречался, и никаких законов не нарушал. С аналогичными заявлениями выступили и представители "Сибура".

Любопытный нюанс этой истории заключался в том, что главой "Сибура" является теперь, по-видимому, уже бывший муж дочери Путина. И все же возникает вопрос – зачем европейцам покупать российский газ через посредников, да еще с американскими корнями, и переплачивать за поставляемый газ. И это только один из вопросов, на который хотелось бы найти ответ.

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...