Лада Лузина

писательница

Сегодня на один день все травы становятся волшебными!

мнения

23 Мая 2017, 09:13

В прошлом году я рассказывала, как народный праздник Зилот-день 23 мая породил легенды о ведьмацких шабашах.

В народе не зря говорили "Юрий с росой, а Никола с травой" – на следующий день после дня святого Николая, всего на один день травы становились волшебными! Таким же магическим "травяным" днем считали в Украине и Ивана Купалу.

Но что это за травы? И растут ли они в наши дни?

18643624_1428972890516428_65204525_n

По утверждению западной инквизиции ведьмы использовали для полетов мазь на основе жира убитых младенцев.  В Украине для того чтоб оторвать свое грешное тело от земли и упорхнуть в трубу – достаточно было основательно изучить основы ведьмацкой ботаники и запастись волшебной Тирлич-травой.

"Тирлич-трава, иначе Наричник. Ее собирают под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом" – сказано у Папюса в "Черной и белой магии". И сим сказано практически все! – "…полагают, что эта трава обладает возможностью превращения и достается в удел одним ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым они натирают себе подмышки, при совершении чар. Они дорожат ею, как сокровищем".

Тирлич (горечавка, Gentiana amarella), дарит возможность летать, перевоплощаться, а также защищает от гнева сильных мира сего – что, само по себе, могло бы объяснить, почему в наших краях власти никогда не объявляли охоту на ведьм.

В повести Ореста Сомова Федор Блискавка, подсматривая за ведьмой-женой, воочию видит волшебный свойства этой улетной травы:

"Когда в горшке вода закипела белым ключом, то над ним как будто прошумела буря, как будто застучал крупный дождь, как будто прогремел сильный гром; наконец, раздалось из него писклявым и резким голосом, похожим на визг железа, чертящего по точилу, трижды слово: "Лети, лети, лети!"

При том, "Тирлич растет и собирается только в Киеве… на лысой горе" – соглашается с Папюсом Маркевич в книге "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"

Быть может, именно особые волшебные, целительные и лечебные травы, произрастающие, согласно преданиям и легендам, именно и исключительно в Киеве на Лысых горах – и сделали Киев ведьмацкой столицей? (ведь на той ж Лысой горе Выдубичий и в наши дни произрастают растения, занесенные в Красную книгу).

Или Столица Ведьм и Лысые горы – делала обычные травы волшебными? Потому-то знахарки со всей Украины и шли за тридевять земель в Киев, на шабаш – с одной единственной целью "горы рвать".

Увы, сделать это было не так уж просто. Чтобы трава стала волшебной – следовало сорвать ее только в правильный день – на Зилот или Купалу, только в Киеве, только на Лысой горе, только на рассвете или в полночь, только тогда, когда она покрыта росой, только без ножа и других колюще-режущих предметов (лучше всего было выкопать из земли своими руками!), только раздевшись догола и только в том случае, если не было месячных!

Но и это не все! "…из партикулярных (не принадлежащих в ведьмацкому шабашу – прим авт.) людей только тот может иметь тирлич, кто прежде добыл плакун, – с сожалением добавляет Маркевич. – А "кто имеет плакун и папоротник, тот может добыть и разрыв… эта трава разрывает всякий металл в мелкие куски; замки подземелий, оберегаемые нечистою силой, могут быть отперты только разрывом. Но эта трава необыкновенно редка, и сами знахари очень дорого за нее платят".

Сад украинской ведьмы отнюдь не ограничивается тирличем – и многие заветные травы так же связаны с Киевом.

Даже зимой в полночь под Новый год на левом берегу Киева (т.е. на Левобережной Лысой горе?) колдуны собирали загадочную, недоступную зрячим, траву нечуй-витер, которую могли увидеть лишь слепцы. Нечуй помогал рыбакам и всем, кто имеет дело с водой.

Мистическое киевское происхождение приписывалось и траве Иван-да-Марья, которая цветет одновременно желтым и синими цветами. "Есть травы у нас в малоросиии, которые превращены в злак из людей" – пишет Маркевич. Как следует из приведенной им народной песни,  брат и сестра родом из Киева, не признали друг друга и обвенчались… и за это сами призвали на себя наказание и стали зельем Иван-да-Марья. "В Иванов день топят в иных местах бани, воткнув в веники собранную травку Иван да Марья, парятся ими для здоровья", – отмечает в записках Гоголь. А современные ведьмы считают, что при частом употреблении  трава дарует женщине привлекательность и красоту.

Сообщает Маркевич и о защитных травах – в первую очередь это все тот же плакун ( помощью коего можно сорвать даже тирлич, распугав всех ведьм на Лысой горе)

"Плакун собирается на утренней заре… его корень выкапывается без заступа и без ножа. Он изгоняет домовых, ведьм и нечистую силу, стерегущую клады".

Более подробное описание  дает Папюс:

"Плакун-трава… Свойство ее – устрашать и изгонять нечистую силу. Выкопав траву с корнем, надо идти с ней в алтарь и, держа в руке, в направлении востока, говорить: "Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским.

По поверью, это растение обладает необычайной магической силой: помогает повелевать духами и способствует, таким образом, добыванию кладов, охраняемыми прикованными к ним духами, которых заставляет плакать, отсюда и получила свое название".

Считалось, что эта трава столь сильна оттого, что произросла из слез Богоматери, оплакивающей смерть своего сына. Потому одновременно плакун называли и "Богородичной травой".

Но поскольку правильно собранный плакун становиться добычей немногих – главным защитником от ведьм по украинским верованиям был мак. С его помощью можно выявить в женской толпе настоящую ведьму (способ, о котором вам с удовольствием поведают в украинских селах и в наши дни). Стоит какому-нибудь умнику рассыпать мак – ведьмачка уже не успокоиться, пока не соберет все до последнего зернышка!

К слову, совет гоголевского звонаря Халявы "перекрестившись, плюнуть на самый хвост" ведьмы – был откровенно плох. Но главный герой "Вия" Хома Брут мог бы остаться жив, кабы воспользовался маком. В использованной Гоголем народной быличке о парне, который должен три ночи отпевать убитую им ведьму – мертвая колдунья скликает на помощь весь свой шабаш, а парень каждый раз рассыпает по полу мак, вынуждая весь ковен собирать его до утра.

Так же, согласно русальским приметам от ведьмы и русалок защищает полынь, осока и барвинок. В Украине его и сейчас сажают на кладбищах – он охраняет покойников от нечистой силы.

Конечно же, наиболее волшебные свойства приписывались несуществующему в природе огненному цветку Папоротника, с помощью которого якобы открываются любые клады…

Однако по мнению Папюса, папоротнику вовсе не обязательно цвести, чтобы стать волшебным. Даже стебель этого растения, сорванный в правильный день "в полдень (как и полночь, полдень считался мистическим временем – прим авт.), приносит счастье в игре". А так же "отгоняет кошмары; отстраняет молнию, град, чертей и чары".

Из книги "Азбука киевский чудес" 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...