Лада Лузина

писательница

Щекавица – умирающее кладбище Киева и могила, на которой исполняются желания

мнения

13 Сентября 2016, 11:00

"Казнить нельзя помиловать" – в случае с киевским кладбищем на горе Щекавице  власти города годами не могут решить,  где поставить заветную запятую.

Казнить – т.е снести нельзя, слишком легендарную летописную историю имеет этот погост.

Помиловать -  привести в порядок?  У кого, скажите на милость, хватит на это средств и  широты души?  На кладбище давно не хоронят, и, проходя мимо множества поросших травой могил, трудно сказать, остались ли еще на свете живые, которые чтят здесь своих мертвецов.

Тем более резким, почти невыносимым контрастом предстает мусульманское кладбище рядом – с новенькой, нарядной как дворец мечетью Ар-Рахма.  При виде него сразу охватывает стыд и за свою веру, и за единоплеменников – втаптывающих в землю могилы своих мертвецов (похожее чувство я испытала недавно, гуляя по кладбищу в Белой Церкви, где ухоженной, увы, была только еврейская часть).

Подобно многим старым зданиям Киева, вроде многострадального Дома со Змеями, кладбище на Щекавице, похоже, последовательно доводят до самоубийства. Не ставят запятую, ожидая, что время и равнодушие само расставит все по местам.

Где-то там под завалами лет и революционных разломов почила в бозе амбициозная идея  сделать на кладбище лапидариум –  свезти сюда все бесхозные памятники.  А ведь, казалось бы, самое время!  Учитывая, сколько памятников, включая безвинно погибший летом бюст Ковпака,  были уничтожены в Киеве за последние два года, можно было бы получить два в одном – загодя перенести их сюда, создав мини-музей под открытым небом, а заодно спасти самое старое кладбище Киева, первое (!) городское кладбище, первой могилой которого, стал, по летописи, курган Вещего Олега Но, дописывая эту строку, я ловлю себя на самоироничной улыбке: смешно и надеяться, что кто-то сейчас будет так печься о сохранении киевской истории.

Грусть, помноженная на конец бабьего лета, начало осени – лучшее настроение для прогулок по кладбищу.  В просвещенном XIX  веке гулять по Щекавице и искать здесь курган Вещего Олега было традиционным развлечением киевлян и гостей города. Я пришла на кладбище, чтобы найти здесь знаменитую некогда могилу святого юродивого Ивана Босого, погребенного  на Щекавице 1849  году. Могилу, которая, согласно легендам, исполняет желания…

Ныне заветная могила забыта. Но не всеми – кто-то (спасибо им большое за это!) ухаживает за ней, убирает, садит цветы. Лишь она, да несколько безымянных, перевязанных рушниками могилок неподалеку, выглядят посещаемыми.

Кто такой Иван Босой? Современному человеку даже трудно объяснить, кто такие юродивые – Матушка Алипия, Иван Босой, Феофил или Исаакий, самый первый юродивый Руси, который, к слову, появился именно в Киеве.

Для человека образованного можно провести параллель, сравнив юродивого с шутом короля Лира или даже Гамлетом принцем датским – первый прикидывается дурачком, второй сумасшедшим, и оба они делают это ради одной цели говорить правду прямо в лицо, без экивоков любому, хоть другу, хоть королю. Иными словами, делать то, что запрещено всем нормальным людям. Так, знаменитый киевский юродивый Феофил предсказал царю Николаю I  поражение в крымской войне, а московский юродивый Василий Блаженный (тот самый, в честь которого назван собор на Красной площади) мог урезонить даже Ивана Грозного.  И нынешнее исчезновение христианских юродивых – сродни исчезновению редких бабочек – свидетельствует о болезни всей нашей моральной эко-системы.

Киевский юродивый Иван Босой получил свое прозвище потому, что и летом, и зимой ходил босиком, не чувствуя холода. Под одеждой он постоянно носил пудовые вериги, запаянные на нем навсегда, а от постоянных ударов о камень во время истовых молений на лбу у него образовался  "нарост вели­чиною с куриное яйцо".

Самое яркое появление Босого, где он предстает подобным волхву с посохом, увитым букетом цветов и крапивы, описано в воспоминаниях писателя В. И. Аскоченского.

"Вдруг на самом повороте улицы к Щекавице с саженною палкою, на которой привязан был огромный букет простых полевых цветов, перемешан­ных с бурьяном и крапивой, очутился предо мною Иван Бо­сой. – "Здравствуй, приятель, – сказал он, подходя ко мне. – А я был... (тут он назвал имя девицы, о которой я мечтал)". "Как же ты ее знаешь?" – спросил я с непритворным изумле­нием.

-   Вона! Кого я не знаю! Бедненькая! Повянет все, все у ней повянет. ( Жена моя умерла чрез два года потом в лютой чахотке)".

Босоногий бессребреник открыл в нижней части Андреевской церкви первую в Киеве (!) общественную богадельню, место, где принимали всех нищих, калек, неимущих странников. Не имея ни копейки за душой, он умудрялся дать кров, напоить, накормить и одеть множество бедных людей. Как у него это получалось?  Юродивый просто шел в дом к богатым людям и требовал у них денег для бедных, и мало кто мог отказать человеку, ставшему еще при жизни месточтимым святым.

Даже на смертном одре Босой остался верен себе – отказавшись от торжественного захоронения в Лавре, он попросил, чтобы его положили среди бедняков – на Щекавице. За его гробом шли тысячи – и малоимущих киевлян, и первые лица города.

"…Его погребли на Щекавице в веригах, залитых на нем навсегда, положив в возглавие его тот камень, о который он полагал поклоны, от сего сделался нарост на лбе его величиною с куриное яйцо"

А вскоре оказалось, что землю на его могильный холм нужно подсыпать постоянно. В Киеве сразу возникла легенда, будто землица от Ивана Босого лечит все болезни и исполняет желания Для этого нужно было лишь помолиться на его могиле (молитва Босому висит тут же – в рамке на дереве) и взять немного земли с собой.

Скажу вам честно, даже меня (незаслуженно нареченную главной киевской ведьмой) покоробил этот ритуал. Известно, же что "мертвая" кладбищенская земля – самый простой способ навести порчу на болезнь или смерть,  и брать ее в дом категорически не рекомендуется. Чтобы сделать это, нужно ну очень сильно поверить, что святой юродивый Иван Босой преобразовал мир, делая  мертвое живым и целебным. А Щекавица – единственное кладбище города, земля которого стала животворящей…

Пересилив себя, я все же взяла в дом крохотный комочек земли. Желание сбылось мгновенно (Да, да, я знаю, это может быть совпадением!)

Но рисковать не буду, закончу ритуал. По давним киевским правилам, в случае исцеления или "сбычи всех мечт" – землю нужно непременно вернуть обратно  или  бросить вместо на могилку монетку– на свечу в память о Иване Босом.

П.С. Чтобы найти могилу, нужно идти от ворот старообрядческого кладбища по центральной дорожке, пока не увидите справа один из немногих сохранившийся тут пафосных памятников  черного камня. Вот его фото:

14291861_1159264540820599_5680569346217077046_n

Под деревом слева – могила Босого

14305185_1159265510820502_235188459961600756_o

В 2014 году Босой был причислен к лику месточтимых святых

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...