Блоги
Игорь Ляшенко

Админреформа: сто районов бездорожья

Игорь Ляшенко

журналист, директор Центра проектных исследований "Уровень жизни"

Я не о качестве дорог сейчас пишу – оно всем печально известно. Я о построении дорожной сети в Украине и ее влиянии на административно-территориальную реформу в Украине. С этим ситуация еще хуже.

Долгое время ездя в историческую родину (в село, 120 км от Киева), я должен был наматывать в объезд лишних 20 км, потому что на прямом направлении отсутствовало 3 км дороги. Причина была ясна как день. Дороги не было на границе двух административных районов. Носовского и Козелецкого Черниговской области. То есть, из любого села в райцентр дороги какие-никакие есть, а между соседними селами, но в разных районах, дороги не было. Три км всего. И никакой дороги. Поле с пшеницей или просто чернозем. Даже грунтовки не наездили.

Реклама

Украина вошла в независимость с очень неудобной дорожной сетью. Дорожная инфраструктура в СССР формировалась моноцентрично вокруг Москвы. Дороги прокладывались по принципу центр-окраина. А центром была Москва. У нас до сих пор нет прямой дороги из Киева на Крым, на Днепр-Запорожье, на Донецк-Луганск-Мариуполь (это я безотносительно к нынешней временной оккупации пишу). Зато из Москвы туда удобно ехать – есть прямая дорога. Нет нормальной прямой дороги на Винницу и дальше (Тернополь, Каменец-Подольский, Черновцы). Закарпатье вообще, как отрезанное.

Еще хуже ситуация с железной дорогой. Поезда делают гигантские крюки. Из столицы в Одессу, Мариуполь, Ужгород, многие другие крупные города и регионы поезда едут дикими зигзагами.

Посмотрим глубже. В каждой области дорожная сеть в основном проложена моноцентрично к областному центру. В каждом районе села имеют твердую дорогу к райцентру, но очень редко между собой. Между городами и райцентрами в стране расстояния в 30-40 км. Это не много, если дорога хорошая и есть надежное транспортное сообщение. Но как правило, города и райцентры связаны с облцентром, а между собой имеют дорогу далеко не всегда.

Реклама

Я проехал с этнографическими и краеведческими целями немало по Украине – по малым городами и глухим селам. Мне очень запомнились эти крюки и зигзаги, когда от точки до точки по прямой пять километров, а по дорогам (или их подобию) все двадцать пять.

Собственно, наши люди привыкли так жить. Село может быть связано дорогой с находящимся в тридцати километрах райцентром, а более близкий и крупный город в этой системе дорог может быть и вовсе недоступным. А если по территории протекает река, то это вообще непреодолимо. От моста до моста может быть и пятьдесят, и сто километров.

И вот с этой дорожной инфраструктурой в Украине проходит административно-территориальная реформа. Пока эта реформа касалась объединения и укрупнения громад (компактно расположенных сел и малых городов), это людей не особо напрягало. Пока изменения происходят чаще всего в рамках одного района. По сути, меняется не многое.

Реклама

Но настало время перехода на следующую ступень реформы – укрупнение районов. Сейчас мы имеем в стране около 500 районов. Именно на районном уровне у нас сформированы основная медицинская, образовательная, полицейская и прочите сети.

В планах реформы – создание около ста новых укрупненных районов. По три-пять районов на область. И если многие государственные, коммунальные и прочите сервисы можно перераспределить даже со значительной выгодой для жителей, то все хорошее тупо упирается в банальное отсутствие дорог между бывшими райцентрами и селами на границах бывших районов.

Например, нет ничего плохого, если теперь оборудованная качественная местная больница будет располагаться не в далеком областном центре, а в более близком крупном городе – бывшем соседнем райцентре. До областного центра, например, 150 км и три часа езды. А до нового райцентра всего 40 км по прямой. А езды – часов пять. Потому что прямой дороги никогда не было.

И жители это прекрасно знают. Вся Украина волнуется, увидев новые варианты районирования страны. И пусть в принципах заложено, что максимальное расстояние до райцентра должно быть не более, чем 60 км, но принципы не видят, что на этих 60 км есть один, а то и два участка, где дорога не на много – на километр-два просто прерывается. Но этого хватит для полной недоступности.

А в целом, да, административная реформа – дело нужное и хорошее. Но дьявол кроется в этой паре километров вообще без дороги.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
51,40
49,40
50,90
27,89
51,50
49,38
50,05
26,74
53,09
51,09
51,20
27,10
53,12
51,35
51,51
26,98
53,68
52,29
53,68
28,29
56,99
54,99
54,99
28,60
56,99
54,99
54,99
28,64
57,88
54,39
54,49
27,65
58,99
56,99
55,99
27,98
-
48,83
49,05
26,74
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

51693.99

Binance Coin (BNB)

388.7

Dogecoin (DOGE)

0.09

Litecoin (LTC)

70.27

Theta (THETA)

1.38

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять