Иван Мирошниченко

народный депутат Украины

10 решений для выхода Украины из реанимации

мнения

8 Декабря 2015, 12:17

Украина с учетом экономического кризиса, совмещенного с войной на востоке и общим состоянием мировой экономики, напоминает пациента, застрявшего между отделениями интенсивной терапии и реанимации. Вариантов дальнейшего развития немного. Нам могут отказать в очередном финансовом транше, что автоматически отключит "пациента" от аппарата искусственной вентиляции легких. Возможно, доберемся до реанимации и в "койке" будем ожидать очередной кредитной дозы. А можем дать экономике шанс на стабилизацию и выздоровление. Я – ЗА ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. Вижу 10 решений, которые нужно срочно принимать для позитивного эффекта уже через 5-6 месяцев.

 1.  Перезагрузить систему международной финансовой помощи Украине

 Новому или обновленному правительству нужно в корне изменить государственную политику в области финансов и налогообложения. Ключевой критерий, определяющий успешность налогово-бюджетной концепции, – стимулирование производственных отраслей, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса,  невмешательство в дела крупного.

Полная перезагрузка политики финансовой помощи Украине международными организациями – актуальнейшая и сложнейшая задача правительства. Нужно концептуально изменить философию международных донорских программ. Долгое время международные займы являлись для правительства основным инструментом поддержки финансово-экономического баланса. На эти цели планируется направить и нынешний пакет помощи МВФ. За счет 18 млрд долларов планируют частично погасить внешние долги, пополнить золотовалютные резервы, покрыть дефицит бюджета. Но для Украины это финансовый тупик. Продолжение пути на усиление внешней зависимости, а не на построение независимой страны. 

Во-первых, предлагаемых денег недостаточно, а во-вторых, условия их предоставления и использования ограничивают  процесс принятия решений правительством. Кроме того, такой подход международного сообщества несправедлив по отношению к воюющей стране, имеющей 30% снижение ВВП за 2 года, защищающей европейскую демократию и стабильность в регионе ценой собственных колоссальных проблем.

Украина, как страна, остановившая зеленых человечков на восточной границе ЕС, вправе рассчитывать на более внимательное, справедливое и профессиональное отношение западных партнеров. Речь должна идти о инвестпакете международных финансовых организаций и стран-партнеров стоимостью 60-80 млрд долларов для инвестиций в проекты производственной, технологической или инфраструктурной модернизации. Примерно столько в свое время выделили Польше, при этом еще и списав внешние долги.

При обоюдном желании Украины и ЕС существуют рациональные решения всех проблемных вопросов, в том числе и "чистоплотного" использования выделенных средств. Один из таких механизмов – привлечение контролируемых кредитов. Инвесторы, выделяя Украине деньги, получат право контролировать финансовую сторону проектов. Кредиторы и доноры смогут войти в набсоветы и кредитные комитеты организаций, которым предоставляются кредиты. У них будет право второй финансовой подписи для финансового контроля.  Отказ наших партнеров от такой практики подчеркнет их реальное отношение к Украине, как успешному государству, равному среди других стран ЕС.

 2.  Провести оптимальную налоговую реформу

Спор вокруг вариантов Налогового кодекса определяет, какую дорогу выберет Украина на следующие годы, – фискального пути с усилением налоговой нагрузки или более либеральный путь. Его отличительные черты – уменьшение налоговой нагрузки, упрощение администрирования налогов, реформирование налогово-фискальных органов.

Украина испытывает хронический дефицит бюджетных средств. В 2016-м промышленность и агросектор снова не дождутся значительных частных и государственных инвестиций. Ведь в правительстве настроены на налоговую и финансовую мобилизацию бизнеса. Суть ее – в попытках перенести в Украину наиболее жесткие механизмы и принципы финансовой политики ЕС. Хотя слепое копирование европейских механизмов, без привязки к существующим особенностям, бесполезно и губительно. Средний фискальный процент к ВВП в Украине превышает 48%. А для зоны евро – около 50% (в некоторых странах 60-70%), что является самым высоким показателем налогообложения бизнеса и граждан в развитых государствах.

У меня есть сомнения в том, что правительство представляет масштабность рисков от повышения фискальной нагрузки. Именно это нам стремятся навязать, предлагая последний вариант налоговой реформы. Главный риск – невозможность роста экономики при показателе выше 40% ВВП. Экономика продолжит падать и уходить в тень. Не выдерживает малый бизнес, где значительно сокращается количество предприятий. За ним пошатнулись средние и крупные игроки. Они вынуждено ищут "теневую" гавань, где уже собрано более 50% экономики. А это – удар по сектору занятости, формированию ВВП и бюджетным отчислениям. Украина не вытянет европейскую налоговую нагрузку, поскольку более 80% граждан – за чертой бедности.

Более перспективным мне видится опыт США. Фискальный процент ВВП в США в два раза ниже, чем в Европе, – около 31%. Это способствует 5–7% экономическому росту в период подъема и не более 0,5% падения на спадах. Европа с ее объемами денег, отнимаемых в бюджет, таких темпов роста не видела более 20 лет. Интересен опыт азиатских стран, где фискальная нагрузка не превышает 10%. ВВП "азиатских тигров" растет на 8-12% в год. В годы кризиса рост снижается до 4-5% – пиковых показателей для стран ЕС в благополучные периоды. Мой опыт реализации инфраструктурных проектов в странах Юго-Восточной Азии и США, понимание структуры их экономик, опыт работы с компаниями из Китая, Гонконга, Южной Кореи укрепляет в правильности данного пути

Фактический показатель фискальной нагрузки в Украине – приговор действующему правительству и всему государству. Что же предпринять в первую очередь. Во-первых, уменьшить суммарные налоги на фонд зарплаты. В 2016-м – около 30 -35% на каждую гривну зарплаты, а с 2017 – меньше 30%. В дальнейшем, с 2018 – до 20%. Во-вторых, зарплаты облагать налогом‎ по прогрессивной шкале по принципу: кто больше зарабатывает – тот больше платит. В-третьих, платить налог на прибыль только при выплате дивидендов или распределении прибыли. Если прибыль используется как капитальные инвестиции или финансирование оборотных средств, налога быть не должно. Это будет правильным сигналом рынку и инвесторам. Ставку налога на дивиденды физических лиц оставить на текущем уровне – 5%.

Необходимо прекратить дискриминацию АПК, вернув агросектору экспортный НДС. Речь идет о возврате экспортного НДС после введеных спецсчетов в автоматическом режиме. Только за счет этого 1,5 млрд долларов можно инвестировать в агросектор. Нужно в 2016-м снизить до 5 млн гривен верхнюю грань по 3-й группе для предприятий – плательщиков единого налога, а впоследствии – до 3 млн.  Это уменьшит роль и долю "внутреннего оффшора" и оптимизации, не затронув реального малого бизнеса.

3. Ликвидировать коррупционные схемы на таможне, в налогообложении, при госзакупках

Важнейшая задача в коммуникации с международными организациями и странами – закрыть контрабанду, "серые" схемы на таможне, схемы, позволяющие "оптимизировать" налоги, а фактически обманывать государство. Речь идет о так называемых "налоговых ямах", "площадках", конвертационных центрах. Через них сотни миллиардов гривен ежегодно проходят мимо кассы страны. Необходимо сделать прозрачной систему госзакупок. Лишь в 2014-м на коррупционных схемах бюджет потерял более 50 млрд гривен из 250 выделенных. Наша цель – сохранить эти деньги в государственной кассе и улучшить качество госпрограмм. Различные схемы стоят бюджету около 80-100 млр/грн в год.

4.  Финансировать программы развития экономики и инфраструктуры

Падение ВВП в Украине за последние 2 года составило около 30%. Изменить эту убийственную тенденцию можно инвестициями, наращивая объемы производства, создавая рабочие места и повышая покупательскую способность. Внешние инвесторы, не имеющие в стране активов, исторического опыта роботы и "иммунитета", уже ее покинули из-за рисков, так же после так называемой зачистки финансового рынка. В первую очередь нужно стимулировать программы внутренней поддержки экономики с реализацией проектов с высоким уровнем локализации (от 75% и более). Стоит поддержать машиностроение – производство тракторов, комбайнов, барж, судов, локомотивов, вагонов и т.д.

Нужно стремиться производить продукцию, ориентированную на экспорт, генерирующую валюту для страны. Начать с техники и оборудования, востребованной и в Украине, скажем для сельского хозяйства, переработки и хранения продукции, подвижного состава для железнодорожных перевозок.

Предприятия, способные обеспечить высокую локализацию производства и экспортные перспективы, должны получить доступ к льготному кредитованию, финансовой поддержке через лизинговые программы, программы госгарантий с привлечением рыночного финансирования, проектного финансирования, возможно, через госзаказы. Частные предприятия смогут получить господдержку за счет залога корпоративных прав, самого объекта финансирования, имущества, их продукции в обороте.

Одним из вариантов оживления национальной экономики является запуск стратегических программ модернизации инфраструктуры. Стимулом производственного развития станут программы по энергосбережению, модернизации инженерных сетей, развитию технопарков, дорог, портовой инфраструктуры, речной логистики, строительству жилья и мостов.

Стоит рассмотреть возможность финансирования таких программ и инфраструктурных проектов с использованием "связанной эмиссии". В условиях высокого уровня локализации и отсутствия в финансовом обороте значительной денежной массы это не приведет к заметным инфляционным процессам и девальвации. В то же время такой подход значительно поддержит развитие других секторов национальной экономики.  

 5.  Поддержать АПК. Готовиться к открытию рынка земли

Рост национальной экономики зависит от темпов развития АПК – традиционного драйвера национальной экономики, в том числе и на следующие годы. В Украине каждый третий экспортный доллар США "аграрный". При разумной политике этот показатель можно поднять. Однако предложенные правительством изменения в режим налогообложения АПК – некомпетентное вредительство. Если их принять в первоначальном виде, о лидирующей роли АПК забудем через 2-3 года.

В Украине частный сектор и мелкие фермерские хозяйства производят 45% валовой продукции сельского хозяйства. Но при этом они никогда не были в зоне внимания государства. Мелким и семейным фермерским хозяйствам необходима целевая финансовая поддержка. Государство должно неотложно начать финансировать граждан – собственников земли, стимулируя их к созданию семейных ферм и малых фермерских хозяйств. В начальном периоде государство выполнит роль по предоставлению равных возможностей и альтернативы выбора гражданам – собственникам земли, давая им шанс на честную конкуренцию, а экономике возможность развиваться.

Наращивание объемов производства положительно повлияет на формирование рынка земли. На первом этапе необходима справедливая оценка земли, скажем в 3-4 тысячи долларов за га. Второе условие – долгосрочное и льготное кредитование малых и средних семейных хозяйств на 10-12 лет. Залогом и обеспечением целевого кредитования станет земля граждан, желающих начать бизнес на своей земле. Такой подход позволит массово запускать локальные инвестиционные проекты в направлениях, где мелкий производитель сможет конкурировать (теплицы, мини-фермы, садовое производство овощей и фруктов и т.д).

Параллельно с развитием проектов для малого бизнеса, нужно сделать важнейший шаг – открыть полноценный рынок земли. Это – около 100 млрд долларов поступлений в экономику за 4-5 лет. 10 млн га сельхозугодий, находящиеся в государственной собственности, при правильном использовании дадут экономике 20-25 млрд долларов. Конкурсная продажа прав на долгосрочную аренду с инвестобязательствами позволит получить 6-7 млрд долларов за год-два. Под обеспечение государственных земель сельскохозяйственного назначения можно произвести выпуск земельных бондов с размещением на финансовых рынках. При этом государство сохранит за собой право собственности на землю и обязательства расчета по бондам.

 6. Приватизировать госпредприятия, сняв с государства их убытки

В госсобственности в Украине 3374 предприятия. Из них живых – 1920. Их активы в середине прошлого года составляли 813 млрд гривен – почти 52% ВВП. В целом они убыточны, кроме некоторых исключений. Речь идет о колоссальных убытках и разворовывании десятков миллиардов гривен, которые не попадают ни в бюджет, ни в развитие самих компаний. 

Выход один – неработающие компании ликвидировать, остальные – приватизировать. Крупные компании, представляющие интерес для стратегических инвесторов, продать на открытом конкурсе. Небольшие можно продавать по упрощенной процедуре по методу голландского аукциона с понижением цены. В нескольких десятках стратегических предприятий нужно обеспечить современную систему корпоративного управления.  Частный инвестор, в отличие от государства, способен принести финансовые инвестиции и современные технологии. И главное – снять с государства убытки неэффективных предприятий.

7. Возродить доверие инвесторов к финансовому сектору

Национальный финансовый рынок не имеет доверия, денег в системе нет, а существующие средства банки выдавать опасаются. Из 10 западных банков 9 имеют нулевые кредитные лимиты для Украины. Лишь 10% банков оставили минимальные и ранние сокращенные лимиты для старых клиентов.  Общий объем депозитов в банках за январь-декабрь 2014 года снизился на 13,7% в национальной валюте, и на 37,2% в иностранной. В первом квартале 2015-го объем гривневых депозитов снизился на 4,9%, а валютных – на 17,9%. 

Все это – во многом результат несвоевременных и неэффективных действий НБУ. Последствиями ликвидации банков, в частности системных, стали чрезмерные расходы из госбюджета на финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц (28,9 млрд грн), коррупция в Фонде, и разочарование граждан в банковской системе. 

Основным инвестором при отсутствии внешних инвесторов и западных банков на рынке могут быть либо государство, либо наши граждане. У граждан на руках около 80 млрд долларов. Чтобы их привлечь, необходимо вернуть доверие людей к банкам, создать условия для легализации этих средств. 

Нужно увеличить финансирование Фонда гарантирования вкладов, отменить налогообложение банковских депозитов, возможно, привлечь средства граждан через облигации внутреннего госзайма. В конце концов, провести налоговую амнистию – одноразовое декларирование имущества гражданина по существующей ставке налогообложения дивидендов. При этом сконсолидированные вклады и средства могут быть вложены в госбанки или под целевым и усиленным контролем НБУ в коммерческие банки для кредитования исключительно проектов экономического развития страны.

 8.   Использовать оборонный бюджет на развитие экономики

 Среди наиболее финансово весомых статей госбюджета – расходы на оборону. В 2016 году они ожидаемо превысят 100 млрд гривен на все силовые структуры. Это – ресурс для экономического роста и развития науки, если их целенаправленно  использовать для размещения заказов на украинских предприятиях. В подавляющем большинстве случаев развитие военных и оборонных технологий позволяет успешно использовать их в гражданском секторе. Бюджет оборонной сферы не только обеспечит военную мощь государства, но может стать фактором экономического роста страны.

9. Стимулировать развитие интеллектуальной экономики, в первую очередь, IТ-отрасли

В Украине важно развивать не только производственные направления, но и интеллектуальные. Скажем, украинская ІТ-индустрия, по некоторым оценкам, уже обеспечивает 1-2% ВВП. При этом она не требовательна к инфраструктуре, независима от импорта ресурсов, имеет объективные предпосылки к устойчивому росту. В отличие от классического бизнеса, деньги ІТ практически полностью остаются в стране, если установлен благоприятный климат. Ее вклад в ВВП уже измеряется миллиардами долларов, но может быть значительно выше. Для этого государство должно хотя бы не мешать развитию этой формы предпринимательства. Каждый необоснованный обыск в офисе IT-компании или попытка выставить неконкурентные для отрасли налоги, выдавливают украинский IT-сектор заграницу. Сегодня выезжают не просто отдельные талантливые программисты, а целые компании.

10.  Радикально сократить расходы на госаппарат

Госрасходы в Украине в прошлом году составили практически 50% от ВВП. На содержание контролирующих органов ежегодно выделяется 25 млрд гривен. Одна проверка предприятия в среднем обходится государству в 16 тысяч. А, к примеру, в 2013-м их было проведено почти 1,5 млн. Украине необходимо сократить издержки на госаппарат на 10% от ВВП. Это – экономия нескольких миллиардов гривен. В 2014-м число госслужащих уменьшилось на 12% (53 тысячи человек). И это позволило сократить расходы бюджета на 1 млрд гривен. Нужно продолжать эту практику.

PS. Приведенные в статье решения – алгоритм и инструментарий реформы в руках и умах профессионального решительного правительства. Уверен, без таких действий украинская экономика не сможет развиваться и будет оставаться заложником ограниченных внешних займовой и как следствие будет отсутствовать право самостоятельно принимать решения.  А с ее реализацией появляется возможность на успех. 

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...