Подписание инвестиционного соглашения на $100 млн о строительстве зернового терминала в порту "Южный" с американской компанией "Cargill" – важный шаг для сохранения инвестиционной репутации Украины и ее экономического потенциала. Эта компания – одна из крупнейших в мире – инвестирует в Украину с 1992-го. "Cargill" в Украине стратегический инвестор, вкладывающий в производство, переработку и инфраструктуру рынка. За 25 лет компания построила здесь два высокотехнологичных маслоэкстракционных завода, десятки элеваторов, семенной завод, другие объекты, работающие в АПК. Все это – сотни миллионов долларов долларов, привлеченных в страну.
Я имел честь больше 11 лет работать в этой компании и многие годы быть вице-президентом украинского отделения "Cargill", непосредственно принимал участие в строительстве всех ее крупнейших объектов в Украине. Ясно представляю ее влияние на инвестиционный климат в Украине и в частности в агросекторе. Деловая активность корпораций такого уровня – позитивный маркер для международных и внутренних инвесторов . Тем более, в условиях потери компанией в оккупированном Донецке ценнейшего актива – одного из самых современных в Европе маслоэкстракционного завода.
Компания продолжает быть лидером и примером для инвесторов и участников рынка, инвестируя в логистику порта "Южный". Это – СИГНАЛ АМЕРИКАНСКИХ ИНВЕСТОРОВ О ГОТОВНОСТИ ВКЛАДЫВАТЬ В УКРАИНУ значительные средства. Они продолжают верить в Украину, инвестировать сотни миллионов долларов в портовую инфраструктуру, экспортные зерновые терминалы и т.д. Доверие к стране порождает реализацию нашими партнерами долгосрочной инвестиционной стратегии.
Но этот сигнал требует от украинских властей консолидированного ответа в виде жестких реформ, прекращения политического противостояния, реальной зачистки коррупции. Это УСЛОВИЕ МАКСИМАЛЬНО ЧЕТКО АКЦЕНТИРОВАЛ ДЖЕФРИ ПАЙЕТ . Причем не только относительно инвестиций из США. Речь шла в целом о принципах помощи Украине и ожиданий от её партнеров.
Готовность американцев к инвестициям особенно ценна для нас в условиях негативных трендов на мировых рынках, отток и потерю инвестиционного капитала. В условиях обострения мирового кризиса на всех рынках, особо важно продолжение поддержки стратегических инвесторов. Ведь с начала года на американском фондовом рынке произошли рекордные обвалы котировок. Рекордно сократились биржевые индексы S&P500, Dow Jones, немецкий DAX, французский CAC40, британский FTSE100. Не избежали кризиса фондовые рынки Ближнего Востока – саудовская, катарская, дубайская, кувейтская биржи. Наибольшее падение испытали фондовые биржи Азии.
Также просели большинство товарных рынков. В 2015-м индекс, включающий 22 сырьевых актива, упал на 25%. Негативный тренд продолжится, учитывая замедление роста экономики Китая. Фондовые рынки Азии, Европы, Америки могут упасть еще на 25-30% за следующие месяцы. А это – триллионы долларов. Которые раньше рассматривались, как потенциальные инвестиции и в Украину.
Все это – прямая угроза экономике Украины в условиях войны и других существующих рисков. Падение мирового производства снижает спрос и будет вести к снижению экспорта и валютной выручки. Нынешний год станет крайне сложным для Украины. У меня есть большие сомнения в обоснованности прогноза Всемирного банка о росте нашей экономики на 1%. Успехом для нас станет даже выход в ноль.
В ближайшие год-два Украина будет выживать в условиях финансового обезвоживания мировой экономики . В мире уменьшилась ликвидность финансовых учреждений, деньги стали дороже. Инвестиционный капитал продолжит выход из многих рынков и проектов. В мире все меньше условий для надежного вложения денег и их "комфортного" размещения. Ни в инвестиционных фондах, ни в акциях, ни в товарах, ни в валютах. Финансового комфорта нет, и не предвидится ни в мире, ни в Украине, измученной войной и политической нестабильностью.
В данных условиях Украине необходимы НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА И ОСМЫСЛЕННЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА . Нужно начать переговоры с внешними донорами о концептуально иной философии донорских программ. Речь идет о широкомасштабном пакете финансовой помощи, направленном исключительно в экономику, на стратегический важные проекты под контролем партнеров-кредиторов. Необходима мобилизация всех внутренних ресурсов, направленных на поддержание и развитие экономики. Украина, как страна, приостановившая военно-политическое безумие Кремля на восточной границе ЕС, вправе рассчитывать на более справедливое отношение западных партнеров. Речь должна идти о инвестпакете международных организаций и стран-партнеров стоимостью минимум $60-80 млрд для инвестиций в проекты производственной, технологической или инфраструктурной модернизации. Примерно столько в свое время выделили Польше, при этом еще и списав внешние долги.
Нужно в корне ИЗМЕНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ФИНАНСОВУЮ И НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ . Необходима оптимальная налоговая реформа с упором на либеральный путь развития. Ее отличительные черты – уменьшение налоговой нагрузки, упрощение администрирования налогов, реформирование налогово-фискальных органов.
Средний фискальный процент к ВВП в Украине превышает 48%. А рост экономики невозможен уже при 40%. К примеру ВВП "азиатских тигров" расло на 8-12% в год при фискальной нагрузке в 10%. Украине необходимо уменьшить суммарные налоги на фонд зарплаты до 30-35% на гривну зарплаты. И через два года довести этот показатель до 20%. Зарплаты облагать налогом по прогрессивной шкале по принципу: кто больше зарабатывает – больше платит. Платить налог на прибыль только при выплате дивидендов или распределении прибыли. Если прибыль используется как капитальные инвестиции или финансирование оборотных средств, налога быть не должно.
Важнейшая задача – ЗАКРЫТЬ КОНТРАБАНДУ, "СЕРЫЕ" СХЕМЫ НА ТАМОЖНЕ, СХЕМЫ "ОПТИМИЗАЦИИ" НАЛОГОВ в виде "налоговых ям", "площадок", конвертационных центров. Различные схемы стоят бюджету около 80-100 млрд грн в год.
В силу того, что значительная часть внешних инвесторов покинули Украину, нужно СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОГРАММЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ . Стране нужны проекты с высоким уровнем локализации (от 75%). Такие как, производство тракторов, комбайнов, барж, вагонов. Предприятия, способные обеспечить высокую локализацию производства и экспортные перспективы, должны получить доступ к льготному кредитованию, финансовой поддержке через лизинговые программы, программы госгарантий с привлечением проектного финансирования, возможно, через госзаказы. Допускается и связанная проектная эмиссия с высокой локализацией реализации проектов. Одним из вариантов оживления национальной экономики является запуск стратегических программ модернизации инфраструктуры.
Нужно ПОДДЕРЖАТЬ АПК И ГОТОВИТЬСЯ К ОТКРЫТИЮ РЫНКА ЗЕМЛИ. При том, что правительстве заложило в бюджете-2016 мину замедленного действия под АПК, упразднив спецрежим НДС. Нужно поддержать частный сектор и мелкие фермерские хозяйства, которые производят 45% валовой продукции АПК. Государство должно финансировать граждан – собственников земли, стимулируя их к созданию семейных ферм и малых фермерских хозяйств. Важное условие – долгосрочное и льготное кредитование малых и средних семейных хозяйств. Залогом и обеспечением целевого кредитования станет земля граждан, желающих начать бизнес на своей земле.
Параллельно с развитием проектов для малого бизнеса, нужно сделать важнейший шаг – ОТКРЫТЬ ПОЛНОЦЕННЫЙ РЫНОК ЗЕМЛИ . Это – около $ 100 млрд поступлений в экономику за 4-5 лет . 10 млн га сельхозугодий, находящиеся в государственной собственности, при правильном использовании дадут экономике $ 20-25 млрд. Конкурсная продажа прав на долгосрочную аренду с инвестобязательствами позволит получить $6-7 млрд за год-два.
Необходимо ПРИВАТИЗИРОВАТЬ БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ ГОСПРЕДПРИЯТИЯ, СНЯВ С ГОСУДАРСТВА ИХ УБЫТКИ . Их активы в 2014-м составляли 52% ВВП. Это – поле для колоссального воровства. Неработающие компании нужно ликвидировать, остальные – приватизировать. Частный инвестор, в отличие от государства, принесет инвестиции и технологии, остановит генерирование убытков.
Важно ВОЗРОДИТЬ ДОВЕРИЕ ИНВЕСТОРОВ К ФИНАНСОВОМУ СЕКТОРУ. Из 10 западных банков 9 имеют нулевые кредитные лимиты для Украины. Лишь 10% банков оставили минимальные и ранние сокращенные лимиты для старых клиентов. Основным инвестором при отсутствии внешних инвесторов могут быть государство и граждане. У граждан на руках $80 млрд. Чтобы их привлечь, необходимо вернуть доверие людей к банкам, создать условия для легализации их сбережений . Нужно увеличить финансирование Фонда гарантирования вкладов, отменить налогообложение депозитов, провести одноразовое декларирование имущества по существующей ставке налогообложения дивидендов.
Важно развивать НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, НО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ . Украинская ІТ-индустрия уже обеспечивает 1-2% ВВП. Она не требовательна к инфраструктуре, независима от импорта, имеет предпосылки к устойчивому росту. Ее вклад в ВВП измеряется миллиардами долларов, но может быть значительно выше. Для этого государство должно не мешать развитию этой формы предпринимательства. Каждый необоснованный обыск в офисе IT-компании или попытка выставить неконкурентные для отрасли налоги, выдавливают украинский IT-сектор заграницу.
P.S. Перечисленные условия – стратегически важны для экономического выживания Украины. В нынешних условиях полумеры не сработают. И у правительства все меньше времени на АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПОЙМУТ И В УКРАИНЕ И ВНЕШНИЕ ПАРТНЕРЫ , которые невзирая ни на что, продолжают ВЕРИТЬ УКРАИНЕ И В УКРАИНУ.