Григорий Овчаренко

Управляющий директор группы ICU

Стоит ли полагаться на солидарную пенсионную систему?

12 апреля 2017, 12:40

Украинские пенсии очень низкие, но даже на них в Пенсионном фонде не хватает средств. Дефицит Пенсионного фонда в 2016 году достиг угрожающих 142 млрд гривен. Это больше, чем годовые затраты страны на медицину и оборону. Жесткие требования МВФ вынудили Украину приступить к пенсионной реформе. Власти обещают построить новую систему  – социально справедливую, которая даст возможность поднять пенсии и ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. Однако эта задача невыполнима, если реформа ограничится лишь изменениями в солидарной пенсионной системе.

Реклама

Украинская пенсионная система до сих пор рассчитана на условия прошлого века, когда доходы пенсионеров формировались за счет взносов работающих. Она работала благодаря высокой рождаемости и притоку трудоспособного населения. К концу ХХ века картина изменилась: упала рождаемость, началось старение населения. В ответ на демографические изменения Мировой Банк и МВФ разработали рекомендации по внедрению трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Она предусматривает, что доходы пенсионеров формируются из трех источников. Первый – это минимальные выплаты от государства после достижения пенсионного возраста. Они финансируются за счет взносов работающих граждан (по солидарному принципу). Предназначение этих выплат – обеспечить минимальную защиту от бедности, а не быть основным источником доходов пенсионера (как это происходит сейчас в Украине). Второй источник пенсионного дохода – накопительный, его формируют обязательные взносы работников и их работодателей. Эти суммы накапливаются на индивидуальных пенсионных счетах. Если человек хочет накопить больше, он может инвестировать эти средства в финансовые инструменты. Третий источник дохода формируют добровольные взносы граждан в негосударственные пенсионные фонды или страховые программы.

Правительства европейских стран, в том числе и бывшего "соцлагеря", столкнулись с теми же проблемами, что и Украина: старение населения, дефицит пенсионного фонда. В итоге они "добровольно-принудительно" внедряли у себя трехуровневую пенсионную систему. Болгария с 2002 года обязала платить взносы в универсальные пенсионные фонды всех граждан с 1960 года рождения. В Чехии внедрили накопительные пенсионные счета, когда дефицит пенсионного фонда к 2012 году достиг 1,7 млрд евро. Каждый гражданин Чехии после 35 лет обязан стать участником накопительной пенсионной программы. В Эстонии обязанности накапливать пенсионные взносы автоматически наступают у всех граждан после 18 лет. В 2004 году Эстония присоединила к обязательной программе накопительных пенсий всех граждан страны, рожденных после 1983 года. Тем, кто родился в 1942-1982 годах, дали время до ноября 2010 года на добровольное присоединение.

В Украине еще с 2003 года сформирована законодательная основа трехуровневой пенсионной системы, с запуском системы негосударственного пенсионного обеспечения. Но страна по-прежнему полагается на устаревшую солидарную пенсионную систему. Людям внушают надежду, что старый механизм перекроят на новый лад и солидарная система сможет удовлетворить интересы и нынешних и будущих пенсионеров. Можно ли в рамках этой системы увеличить пенсии, сократить дефицит Пенсионного фонда, и при этом не поднимать ставку единого социального взноса (ЕСВ), которая составляет в Украине 22% от размера выплачиваемой зарплаты?

На 1 января 2017 года в Украине насчитывалось 11,9 млн пенсионеров и 12,8 млн официально работающих граждан-плательщиков ЕСВ. Соотношение пенсионеров и работающих почти 1:1, то есть каждый работающий содержит одного пенсионера. При среднем уровне зарплаты (6008 гривен на 01.01.2017 г) и ставке ЕСВ 22%, получается 1 166 гривен выплат на одного пенсионера. Это меньше, чем минимальная пенсия в 1247 гривен. Разницу между доходами и затратами Пенсионного фонда перекрывают за счет других источников бюджета, и эта сумма достигла 141,3 млрд гривен – больше, чем годовые расходы на медицину и оборону Украины вместе взятые. Парадокс, что при огромных затратах Пенсионного фонда, пенсии большинства граждан очень низкие.

В тренде
Валюта выросла в цене: официальный курс доллара и евро
Реклама

Пенсионеру нет разницы, из каких источников государство берет средства на выплату пенсий. Он свои "обязательства по договору" с государством выполнил  - отработал минимальный стаж, выплатил социальные взносы. А для государства разница есть. Если средства бюджета идут на перекрытие дефицита Пенсионного фонда, это означает, что они не идут на медицину, образование и другие сферы. Сократить дефицит, сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда – первоочередная задача на ближайшие годы. Таковы требования международных финансовых организаций. Украинцы считают их чрезмерно жесткими, они идут вразрез ожиданиям общества, которое долгие годы верило в возможность совместить низкие налоги и высокие социальные стандарты. Был стереотип, что в Украине неоправданно высокие налоги, и якобы снижение налогов заставит бизнес выйти из тени. Эксперты USAID акцентировали, что в мире нет примеров подобного опыта, но к ним не прислушались. Снижение ЕСВ с 35% до 22% в 2016 году не вывело зарплаты из тени, а негативно повлияло на доходы Пенсионного фонда.

Сейчас важно, чтобы обсуждение будущей пенсионной реформы не свелось к популизму и дискуссиям о пенсионном возрасте и повышению минимального уровня пенсий. Нужно объяснить гражданам реальное положение дел и показать разницу между солидарной и накопительной пенсионной системами. Государственная "пенсия по старости" (как это называется в странах Европы) не может быть высокой, если количество работающих сравнялось с количеством пенсионеров. Понимание того что обеспеченная старость и размер будущей пенсии зависят не от государства, а от персональных действий, заставит людей меняться – откладывать на пенсию заранее, ответственно относиться к своим сбережениям, официально трудоустраиваться, получать "белую" зарплату. Внедрение накопительной программы пенсионного обеспечения (когда сумма накопительной пенсии зависит от размера взносов сотрудника и его работодателя) создаст мотивацию у работника требовать "белую" зарплату, а у работодателя – ее платить.

По прогнозам Института демографии и социальных исследований, соотношение работающих и пенсионеров в Украине к 2060 году может достичь 10 к 14. Украине необходимо немедленно внедрять накопительную систему второго уровня, а не ожидать чуда от солидарной пенсионной системы, рассчитанной на реалии прошлого века.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять