Сергей Петрик

публицист

Как европеизировать Киев и покончить со строительными скандалами

мнения

22 Февраля 2017, 12:30

Знаю, когда начнет решаться проблема, описанная в моей колонке "Почему живучи ровесники кузькиной матери" от 31 января. А именно, когда в Украине будут вынуждены принимать законодательные изменения, позволяющие реконструировать кварталы "хрущевок", чем у нас не занимаются, потому что для отселения требуется согласие всех 100 процентов жильцов – цифра нереальная. Все изменится, когда участков, свободных от застройки, в Киеве совсем не останется. А они уже заканчиваются!

По этой причине городские власти, наконец, начали реализовывать то, о чем я  взывал в нескольких колонках в прошлом и позапрошлом годах. Они начали готовить к освоению территории промзон, которые занимают почти 10 процентов столичных земель. Замечу, в нормальных европейских столицах промтерриторий, как правило, раза в три меньше.

По данным самих городских властей, около половины промышленных предприятий имеют устаревшие, экологически вредные технологии, изношенные фонды. Многие из них прекратили производственную деятельность еще в 90-х-нулевых годах, поскольку их продукция оказалась неконкурентоспособной в условиях рыночной экономики. В результате в промзонах возникли деградированные, экологически и социально опасные территории, опустошенные цеха, пустыри и стихийные свалки.

В первую очередь это касается участков экологически опасных промышленных и коммунально-складских предприятий с крайне низким уровнем бюджетной и экономической эффективности типа заводов "Радикал", "Асфальтобетонный завод" или "Киевхимволокно" и многих других.

Киеврада приняла решение за деньги инвесторов разработать более 40 детальных планов  промрайонов или их частей в пределах определенных улиц, из них несколько уже утверждены.

Почему инвесторам это интересно?

Промышленные зоны исторически сложились в виде промрайонов, промузлов и отдельно расположенных предприятий, находящихся в основном в центральной зоне Киева, и вообще большая часть промышленных территорий расположена на правобережье и   ни по функциональным признакам, ни по качеству и характеру застройки не соответствует современным градостроительным требованиям.

Сами владельцы производств с удовольствием переносят их в населенные пункты с низкой стоимостью земли, ведь в Киеве стоимость земельного участка очень велика, что увеличивает себестоимость продукции и делает ее неконкурентоспособной.

Для застройщиков одним из самых важных факторов застройки промзон является то, что строительство на промышленных территориях не вызывает сопротивления общественности, поскольку площадки новостроек достаточно изолированы от застроенных микрорайонов.

Какие планы?

Согласно проекту нового Генплана Киева, который власти обещают принять уже в этом году (почему это все-таки произойдет, несмотря на то, что такие обещания звучат из года в год – напишу ниже), в целом выносятся или прекращают производственную деятельность отдельно стоящие предприятия в центральной зоне города, в исторических ареалах. Постепенно меняются территории завода "Ленинская кузница", "Большевик", "Арсенал", трамвайно-троллейбусного депо в районе Большой Васильковской и некоторых других промтерриторий.

В ряде сформированных промтерриторий намечается реструктуризация только их частей с изменением функций под общественную или жилищно-общественную застройку. Уже есть примеры предприятий, которые успешно внедрили энергосберегающие экологически безопасные технологии, роботизировали производственный цикл (заводы "Укрпластик", "Фармак", "Оболонь", "Славутич") – им вынос за Киев не грозит.

Повторная застройка промзон осуществляется во всех крупных городах европейских стран и США, где продолжается индустриальная революция, выражающаяся в экологизации и роботизации производства с уменьшением потребностей в персонале более чем в 10 раз. Разработчики Генплана считают, что утверждения о неминуемом уничтожении промышленности, которые иногда звучат на общественных слушаниях или в прессе, безосновательны. По их расчетам, прогнозная площадь промзон города составит около 5 тысяч гектаров (что только на пару тысяч гектаров меньше, чем сейчас) из общей площади Киева 83 тысячи гектаров.

В чем проблемы?

При разработке детальных планов территорий (ДПТ) за их же деньги, застройщики отвергают планировочные решения по размещению детских садов, школ, зеленых зон, строительства транспортных магистралей и развязок. Городская госадминистрация пока не нашла методов воздействия на них с тем, чтобы  застройка территорий происходила комплексно и с учетом государственных строительных норм и общественных интересов.  

И вообще, в большинстве случаев разработку, согласование и утверждение ДПТ сопровождают конфликты интересов, депутатские обращения, а также судебные иски об отклонении ДПТ по вполне законной причине – несоответствия действующему Генплану.

Десятки ДПТ из заброшенных промзон могли бы сделать современные, отвечающие требованиям европейской столицы, пространства. Но если в формально действующем Генплане Киева до 2020 года, который уже все признают устаревшим и непригодным, это место обозначено как промзона, то суд поставит крест на возможности таких преобразований.

Поэтому, чтобы избежать лишних сложностей, городской власти не обойтись без утверждения нового Генплана Киева, где использование территорий будет представлено в соответствии с обновленными данными.

Соответственно, только после этого появится законная возможность доработать и утвердить долгожданный План зонирования территорий (Зонинг), который будет четкой основой для определения градостроительных условий и ограничений застройки. Он разделит Киев на кварталы и микрорайоны, в каждом квартале определит численность населения, высоту возможных новостроек, их функциональное назначение и прочее. До сих пор, например, на строительство высотных сооружений и домов повышенной этажности в историческом центре Киева нет никаких ограничений!  

Несмотря на дефицит свободной земли в Киеве, должно прекратиться уплотнение кварталов, а строительство, на законных основаниях, – переноситься на деградированные территории промышленного, складского и даже (представляете, в столице?) сельскохозяйственного назначения. Ограниченность и этих земельных ресурсов обязательно приведет к принятию решений, позволяющих проводить комплексную реконструкцию устаревшего жилого фонда, в котором живет большинство киевлян.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...