Сергей Петрик

публицист

Операция "Агломерация"

15 января 2018, 06:50

До сих пор есть люди, даже журналисты, которые верят, что города-спутники Киева когда-нибудь станут его частью. Нет-нет, да и проскользнет подобная информация не в случайно подслушанном где-нибудь разговоре, а газетной строкой, да еще и со ссылкой на авторитетный источник. А ведь этого не будет ни-ко-гда!

Реклама

Не будет, даже невзирая на то, что такое присоединение предусмотрено самым что ни на есть авторитетным в свое время источником – принятым 15 лет назад Генпланом Киева до 2020 года. В нем единственная модель развития Киева и пригородной зоны – это создание новой административной единицы – Киевского столичного округа с включением в него 10 административных районов области. Предполагалось расширить территорию собственно Киева (84 тысячи гектаров) еще на 64 тысячи гектаров с включением в городскую черту 28 населенных пунктов.

Этот Генплан никто не отменял, и он до сих пор считается действующим, хотя воплощение его идей оказалось абсолютно нереальным.

К примеру, начиная с 2010 года, должны были полным ходом осваиваться новые территории в районе Вышгорода, Гатного и Ходосовки. Там предусматривалось разместить 7,5 миллионов квадратных метров нового жилья. Это почти 30 процентов всего того, что действующим Генпланом намечалось построить до 2020 года и более 50 процентов объема, предусмотренного на 2010-2020 годы. Однако эти площадки распаеваны, часто уже застроены и практически полностью утрачены.

Дело в том, что Генплан не был согласован с территориальными общинами и органами местного самоуправления, Киевским областным советом и Киевской областной государственной администрацией. Местные референдумы не проводились. Отсутствие согласований заблокировало рассмотрение вопроса Верховной Радой Украины. Разработка проекта новой городской черты с включением в границы Киева 64 тысяч гектаров земель области не была даже начата.

Реклама

В то же время очевидно, что перед Киевом и его пригородами стоит множество вызовов и проблем, которые легче решить общими усилиями. Вместе можно заняться строительством транспортных развязок, новых производств, деловых центров, мусороперерабатывающих заводов, электроподстанций и других объектов общих интересов, а также  формированием единого зеленого каркаса. Это нормальная мировая практика последних десятилетий – агломерация, то есть объединение интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями компактно территориально размещенных населенных пунктов.

Например, Париж (как и Лондон) юридически не расширял своих границ, но генплан его застройки предусматривает совместное использование пригородной зоны. В Париже и Лондоне создали общие координирующие органы, в которых мэрии и представители избранных органов пригородной зоны вместе решают все вопросы застройки столицы и прилегающих территорий.

Немецкие города Берлин и Бранденбург существуют как отдельные территориальные общины. Тем не менее, в Стратегии Берлина-2030 делается ставка на развитие Берлинско-Бранденбургской агломерации, где, как и в Киеве и его пригородной зоне, проживает более 4 миллионов человек: речь идет, например, об интеграции бюджетов, координации землепользования и транспортной системы.

В тренде
Как выехать из "красного" Прикарпатья после 7 марта? Список станций и поездов

В то же время, канадский Торонто, где изначально пошли по пути присоединения городов-спутников, быстро скатился с первого города Канады по качеству жизни на 17 место. Перешли на прозрачную схему заключения контрактов между муниципалитетами, из которых предельно ясно, какой город и что именно вносит в агломерацию, а также какую выгоду от нее получает – и Торонто вновь процветает.

В утвержденной Киеврадой в июле 2017 года новой редакции Стратегии развития Киева до 2025 года не сказано о Киевской агломерации. И слова такого нет. Впрочем, есть единственная подходящая по смыслу фраза: "Сотрудничество с общинами прилегающих к городу Киеву территорий для реализации совместных проектов".

Реклама

Зато в проекте нового Генплана Киева речь идет уже об агломерации, и есть целый раздел "Градостроительное развитие и планировочная организация пригородной зоны. Определение территорий общих интересов территориальных общин".

А на одном из ближайших пленарных заседаний Киеврады на голосование будет поставлен проект решения о создании местной ассоциации "Киевская агломерация". Ожидается от нее немного – по задумке, она будет выступать всего лишь платформой для обмена мнениями и наработки стратегических решений. К ней пригласят присоединиться местные советы прилегающих к Киеву городов и сел, с ними будут проводиться консультации.

Для начала, как первый шаг, это все-таки хорошо. Потому что управлять развитием агломерации у нас еще никто не умеет, хотя желающие всегда найдутся. На организацию этого процесса понадобится немало времени. Даже на написание норм, которые будут его регулировать, хотя все прекрасно понимают, что нормы нормами, а жизнь идет не по ним.

А кроме того, и самое главное: местные власти и Киева, и пригорода должны переосмыслить понимание выгоды. Пока гор- и сельсоветы, работающие на сиюминутную, предвыборную выгоду, не научатся понимать длинную выгоду, толкового сотрудничества между ними не будет. 

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять