Сергей Петрик

публицист

Родина не продается: осталось провалить еще и приватизацию

мнения

19 Сентября 2017, 18:29

Стало известно, что Международный валютный фонд больше не торопит Украину с земельной реформой и не требует для получения очередного транша принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. И зря. То, что буксует уже четверть века – поставлено на паузу, которая неизвестно когда и чем закончится.

Никто – ни Верховная Рада, ни правительство не хотят принимать решения, которые считаются непопулярными (как разрешение купли-продажи земли) в условиях приближающихся парламентских и президентских выборов. Значит, пауза в земельной реформе может растянуться года на три.

В незавидном положении при любых обстоятельствах рискует оказаться власть. Оппозиция накануне выборов получит возможность громить ее в случае проведения земельной реформы (в ход, кроме имеющихся мифов и страшилок, могут быть пущены реальные недостатки, упущения и проколы, которых не может не быть) и порицать – в случае непроведения (все-таки почти 7 миллионов избирателей-крестьян останутся ущемлены в своем праве свободно распоряжаться наделами).

Но если оппозиционеры собираются выиграть выборы, они не могут не отдавать себе отчет в том, что даже новому правительству рынок земли придется все-таки открывать.

После принятия в октябре 2001 года нового Земельного кодекса Украины – из-за отсутствия целостной земельной политики, надлежащей законодательной базы и чрезмерной заполитизированности земельного вопроса – путь перехода земли к эффективным собственникам был практически заблокирован. Новый Земельный кодекс ограничил права собственности граждан и юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров, запретил внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ и фактически запретил продажу или отчуждение иным способом земельных участков и паев.

Одновременно с Кодексом как временная мера был введен мораторий на продажу земель до 1 января 2005 года. В то время введение моратория стало оправданным предохранителем от обезземеливания крестьян. Однако в октябре 2004 года Верховная Рада пролонгировала его еще на два года, затем еще на год (до января 2008-го), потом на два – до января 2010 года, и еще на два – до января 2012-го.

Как считалось, именно с этой последней даты, когда ожидали вступления в силу законов о Государственном земельном кадастре и рынке земель, завершение земельной реформы выйдет на финишную прямую. Первый долгожданный закон был принят летом 2011 года, но его вступление в силу было отложено до 1 января 2013 года. Проект второго – в конце 2011 года прошел первое парламентское чтение, и в феврале 2012 года был снят с повестки дня сессии Верховной Рады. Это делалось с тем, чтобы избежать чрезмерной политизации земельной реформы к осенним парламентским выборам 2012 года.

Но земельный вопрос оказался настолько заполитизированным, а лобби крупных латифундистов в парламенте настолько влиятельным (как и сейчас), что новый созыв Верховной Рады, даже вопреки резким требованиям тогдашнего президента Виктора Януковича (уж на что был диктатор!) опять продлил мораторий на два года. А там смена власти, множество новых законопроектов об обороте земель сельскохозяйственного назначения, еще два продления моратория – вплоть до 1 января 2018 года…

Единственный, кто торопил с земельной реформой – это МВФ. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения Украина, по требованию фонда, была обязана принять еще до конца 2016 года, затем срок перенесли на весну этого года.

Поскольку МВФ согласился исключить земельную реформу из списка обязательных условий для получения очередного транша, возможно, украинской стороне удалось убедить руководство фонда в том, что мораторий на продажу земель все равно не будет продлен. А значит, с 1 января следующего года он истечет сам по себе, и правительство получит возможность принимать решения по организации продажи земли без какого-либо специального закона.

Таким расчетом можно усыпить бдительность иностранцев и успеть получить обещанные 1,9 миллиарда долларов, но мы-то в нашей стране знаем, что вариантов развития дальнейших событий будет два: или эти, не подкрепленные законом, решения вызовут сильнейшие потрясения – или, скорее всего, никаких решений не последует и фактически сохранится статус-кво. За исключением того что МВФ может приостановить выделение траншей Украине.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...