Евгений Пилецкий

кандидат философских наук

Зачем мы празднуем Первомай: шашлыки, водка и священное единение

мнения

1 Мая 2015, 09:57

img_8289___01

"Первомай" — отличное название для языческого праздника. Не пролетарски-строгое "1-е мая", а именно "Первомай". Звучит душевнее, народнее и навевает какое-то травянисто-луговое настроение. Солнце светит, природа бушует жизнью, и как правило неулыбчивые постсоветские люди, резко посвежев, отдаются этому архаическому зову. Выбираются на сакральные "маёвки" ради священного единения с окружающим миром, дабы хоть ненадолго вырваться из профанного, обыденного бытия, совершить шашлычную жертву на импровизированном алтаре-мангале, проникнуть с помощью алкоголя в глубины трансцендентного и подготовиться к новому витку циклического существования. 

И это все не шутка. Сущность такого явления как "праздник" (то бишь "ничего-не-дельник") гораздо более точно передается в ряде других языков. К примеру в английском: "holiday" — "святой день". И даже в родном украинском: "свято". А "свято" — вовсе не время банального отдыха. Это день, который как бы "вырывается" из обычного потока жизни. Это день, когда бег времени замирает и раскрывается в полноте другой, священный, запредельный мир. Это день, когда чудо выходит из потаенного мрака, прошлое, настоящее и будущее сходятся в одной точке, а мучимые разделением и одиночеством люди сливаются в единое целое. Праздник — магическое время.

Все это волшебство глубоко переживается древним человеком, живущим в каждом из нас. В зарождающейся "новой исторической общности" — советском народе — осталось не меньше дремучего и архаического. Христианскую Пасху, которая в своей величественной мистериальности соединяла "раба и свободного, мужеский пол и женский", большевики по понятным причинам оставить не могли. А циклическое весеннее празднество волшебного единения было нужно. Весенние праздники — вообще важнейший элемент земледельческой культуры. Отмечалось пробуждение природы, ее материнские силы, победа над смертью (зимой), воскресение жизни, объединение и обновление человечества.

Советское "атеистическое" и "прогрессивное" понимание Первомая далеко от "реакционных" земледельческих культов не ушло. Вспомним, что это день "солидарности трудящихся" — специально выделенный (!) выходной для выражения казалось бы и так существующего единства. Но нет, оказывается нужны специальные ритуалы: парады, речи, концерты и т.п., — которые позволят глубинно пережить это самое сакральное единство. Трудящиеся объединяются вокруг поклонения "священных для каждого советского человека" идеологемам о божественном светлом будущем, церкви-партии и пророках-вождях.

Казалось бы: зачем освобожденному от пут "религиозного мракобесия" советскому гражданину участвовать в таких странных и символических мероприятиях как театрализованное хождение стройными рядами, совместное распевание надуманных речевок и экстатическое приветствие вождей? Разве они не такие же "трудящиеся"? Разве просто понимания дружеского характера "единства пролетариата" недостаточно? Неужели нельзя банально отдохнуть в обычный выходной день? Оказывается, нет. Древние пласты человечества требуют к себе уважительного отношения, иначе возникает риск преждевременного "перегрева" и нестабильности общества, у которого не будет повода совместно, в ритуале выпустить невротический пар, накопившийся в беспросветности бытовухи. Только ритуал и мистерия дают архаичному человеку возможность обновить свою профанную жизнь в новом рассвете волшебной весны.

Именно поэтому мы до сих пор, даже после видимого (но не окончательного) крушения советской идеологии, выделяем особые майские дни из привычного водоворота рабочих дней для того, чтобы пусть и в условном, но единстве людей и природы, приникнуть к древнему священному источнику обновления и возрождения. Ну, и что, что с шашлыками и водкой? Зато благословенный Первомай, аминь!

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...