Интервью с Раду Поклитару

6 Марта 2018, 12:00

6 марта 2018 года, в 12.00, в пресс-центре "Сегодня", состоялось  интервью с Раду Поклитару, главным балетмейстером Академического театра "Киев Модерн-балет", лауреатом Шевченковской премии, заслуженным деятелем искусств Украины, лауреатом XXII общенациональной премии "Человек года-2017". Номинация – " Деятель искусств года ".

 

- Раду, почему, как Вы думаете, стали лауреатом премии "Человек Года"?

- Этот вопрос не ко мне, но если честно оценивать, может быть потому, что я в течении длительного времени долго и много работаю?

- Какой самый большой выбор бросила вам судьба?

- Было несколько переломных моментов в моей жизни, и каждый из них – это выбор. Один из них произошел в 2000-м году, когда я был артистом балета в Белорусском театре оперы и балета, приехал заместитель директора Национальной оперы Молдовы, Александр Максимов и предложил мне бросить карьеру артиста балета посередине пути и стать главным балетмейстером Молдавской Оперы. Всю ночь мы с ним вели бурную дискуссию на эту тему, а к утру я согласился. Это был выбор, ведь, как на тот момент мне казалось, я отказывался от важной составляющей – балетной пенсии, которой у меня никогда не будет. Потом был еще один выбор, когда в 2006 году меценат Владимир Филиппов, основатель нашего театра, предложил мне создать театр "Киев Модерн-балет". Я сделал этот выбор и через тернии мы идем к своим звездам.

Родители видели вас только артистом балета. Как они отнеслись к вашему выбору стать балетмейстером?

-  Нормально отнеслись, потому что это тоже творческая профессия, связанная с балетом, поэтому мама до сих пор счастлива.

С какими сложностями тогда столкнулись при открытии театра "Киев Модерн-балет"?

-  Я плохо помню это время, все-таки двенадцать лет прошло, было много организационных сложных вопросов, ведь я тогда ничего не понимал в театральном делопроизводстве. Легко было в плане репетиций и постановки спектаклей, потому что к этому времени я это уже делал долго и качественно.

Кто вам тогда помогал?

-  В моей жизни тогда появился Владимир Меленчуков, он был заместитель директора муниципального театра оперы для детей и юношества, который был со мной рядом в течении долгих лет, помогал во всех организационных вопросах. В Украине мало театральных менеджеров такого уровня, и я счастлив, что теперь, когда театр "Киев Модерн-балет" приобрел статус муниципального академического театра, он снова в нашей команде. Мы сейчас с вами беседуем, а он занимается всей этой огромной "кухней" под названием "театр и его будни" – это бухгалтерия, документоведение, то есть всем тем, от чего я прихожу в ужас.

-  Как подбираете танцоров, сколько их сейчас в труппе?

-  В данный момент у нас в труппе 24 артиста, это наш самый большой состав, начинали с 16. Но сейчас спектаклей становится больше, они многолюднее, поэтому труппа расширяется. Артистов подбираем на кастингах, которые проходят регулярно, по мере необходимости. На кастинге артисты занимаются уроком классического танца, а потом я показываю фрагмент своей хореографии с актерским наполнением и после этого делаю выбор.

Во время кастингов есть возрастные ограничения для артистов?

-  Самый возрастной, с точки зрения искусства танца, артист, который работал в нашем театре – это Руслан Баранов, гуру контактной импровизации. И он единственный человек, который ушел на пенсию в "Киев Модерн-балете"

Верно ли я понимаю, что танцор, которого вы берете в состав, должен в первую очередь быть актером?

-  Он должен быть и тем, и тем, ведь профессия, которой мы занимаемся, официально называется "артист балета"

Какой артист балета в вашем понимании хороший, а какой плохой?

-  Талантливый – хороший, не талантливый – плохой. В нашем театре работаю только талантливые артисты.

Кем быть легче – танцором или постановщиком?

-  Я не помню, как это быть артистом балета. В моем возрасте было бы сложнее быть артистом балета. Мне очень нравится высказывание Гофмана о том, что делать в этой жизни нужно то, что дается тебе легко. Но это нужно делать изо всех сил.

Какой максимальный возраст у артистов балета?

-  Нет таких ограничений, все решается судьбой и самим артистом. Мы прекрасно понимаем, что есть люди, которые перетанцовывают и это не очень хорошо, а есть наоборот, люди уходят, и становится жалко, ведь они могли еще работать.

Как долго рождаются Ваши балетные постановки?

-  Проблема в том, что от момента зарождения в голове до нахождения свободного окна, периода, понимания, что надо ставить, финансирования, могут быть разные периоды времени. Но с момента прихода в балетный зал, начала работы с актерами до премьеры проходит около 3-х месяцев.

Раду, говорят, у Вас на репетициях идеальная дисциплина? Поделитесь секретом, как Вы этого добились?)

-  Не думаю, что атмосферу в зале, которая царит на репетициях театра "Киев Модерн-балет", можно назвать "железная дисциплина". Не понимаю, зачем зажимать тиски, если артисты и так выкладываются по максимуму. Нужно вдохновлять их, чтобы они это делали постоянно, ведь профессия артиста балета и без этого очень тяжелая.

Вы, как постановщик, вынуждены каждое движение показывать?

-  Не всегда я показываю каждое движение.  С годами это проходит. Часто я только намечаю. В нашем театре артисты на лету схватывают мои идеи. Показывать в полную силу приходится, когда я делаю постановки в других театрах. Там люди не владеют нашей эстетикой, ее нужно внедрять

-  Бывали ситуации, когда актеры категорически не соглашались с вашим видением?

-  Нет слова "категорически", есть "не согласен". Каждый имеет право сказать, и бывали случаи, когда после дискуссии в зале концепция той или иной сцены менялась, и это шло на пользу спектаклю

Вы ставите много постановок не только в своем театре. Сложно ли находить общий язык с "не своим" коллективом?

Тяжелее чем со своим, но только в плане коммуникации – я до сих пор не выучил английский язык. Приходится работать с переводчиком, а это всегда минус эмоция. Кроме того, я очень люблю качественный юмор, и с артистами постсоветского пространства всегда нахожу общий язык. Но если я делаю постановку за рубежом, то иногда возникают неловкие моменты, из-за чувства юмора. Там приходится думать над каждым словом.

Раду, Вы делаете постановки, которые надолго запоминаются зрителям. А что из увиденного запомнилось Вам?

-  Я очень мало хожу по театрам в Киеве, потому что балетный зал, в котором мы работаем, в нашем распоряжении с 18.00 до 23.00, а вся театральная жизнь Киева происходит именно в это время. За 12 лет я считанные разы был в театрах Киева. Когда выпадает возможность, то стараюсь посещать  спектакли танцевальных коллективов Нидерландов. Это спектакли невероятно высокого уровня, к которым хочется тянуться.

У артистов вашего театра есть ограничения по весу?

-  Если во время работы возникает проблема с весом, то мы можем об этом поговорить и постараться что-то сделать. Были случаи, когда с человеком происходили радикальные изменения, и он снова возвращался на ведущие роли.

Постановки, которые вы ставите, смотрите из зрительного зала?

-  Я стараюсь менять локации, потому что есть постановки, которые идут много лет, и немного разрушительно для художника постоянно их пересматривать..Но,  иногда нужно смотреть свой спектакль, когда играют новые солисты, чтобы понять верный ли сделал выбор.

Какая сейчас балетная публика? Как часто на спектакли ходит "новая генерация"? 

-  Мне сложно сказать что- то о классической балетной публике. Во время наших спектаклей я вижу много молодых людей с достаточно высоким интеллектуальным уровнем. Но, по моему глубокому убеждению, мы не имеем права оценивать публику, потому что она – потребитель, а мы поставщики.

Как сейчас живется артисту балета?

-  Нельзя сказать, что живется вольготно во всех отношениях, а особенно в финансовом. Понятно, что мы живем во время кризиса и всем сейчас не сладко. Наш театр сейчас получил статус Академического, а в будущем я его вижу в статусе Национального театра "Киев Модерн-балет". Сейчас мы являемся монополистами в плане репертуарного постоянно функционирующего театра современной хореографии, и то, что является обычным в культурной жизни европейских стран, то для Украины это абсолютный эксклюзив. И мы имеем полное право претендовать на этот статус.

Какой ближайший спектакль театра "Киев Модерн-балет" смогут увидеть зрители?

-  Учитывая, что де-юре театр, которому уже 12 лет, образовался только в этом году, то мы находимся в том замечательном периоде, когда все новое нам интересно. Мы начинаем показы нашего большого репертуара самостоятельно. Одним из ближайших спектаклей, который состоится 23 марта в Жовтневом палаце, будет балет "Жизель", на музыку Адана. Он будет показан после годовой паузы. Это будет современная версия этого спектакля. Это гимн любви, мы изменили время, социальное положение персонажей, но осталась главная тема – любовь, которая побеждает все.

Вы сейчас просматриваете новость "Интервью с Раду Поклитару". Другие Онлайн конференции смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...