Железнодорожный вокзал и его окрестности всегда были важной частью города. Сейчас в районе вокзала уже не принято гулять элитной публике, а в былые времена тут строились лучшие здания и самые дорогие рестораны и гуляли самые импозантные дамы и господа Екатеринослава. Окрестные здания поражали своей пышностью и богатым убранством фасадов и были архитектурным украшением города. Мы предлагаем пройтись по привокзальной части города, чтобы увидеть хотя бы часть былой красоты и узнать, что здесь было раньше.
Пожарная и полиция в одном флаконе
Начинаем путь от старейшей пожарной части в Днепропетровске на улице Савченко, 2. "Построили ее в 1882 году, — рассказывает экскурсовод-краевед Евгений Никитин. — Архитектор Фердинанд Гаген совместил здесь пожарную и полицейскую части". Двухэтажная пожарная часть с каланчой, пристроенными конюшнями, казармой городовых, зданием для содержания арестантов, сараями для сена и дров — так изначально выглядело это место. В 1970-е на месте старых гаражей выстроили новый корпус, где до сих пор располагается гараж обладминистрации.
Первые квартиры в кредит
Далее отправимся к первому в Екатеринославе дому, где можно было купить квартиру в кредит (ул. Комсомольская, 74). "Это так называемый дом ПЕДО, расшифровывается как Первое екатеринославское домостроительное общество, — рассказывает экскурсовод. — В городе в XX веке дома не покупались, а арендовались. Идея построить кооперативный дом возникла как реакция на огромный рост цен". Горожане поняли, что квартира в кредит будет существенно дешевле съемных апартаментов. До строительства на месте дома был Казенный сад. Строительство кооператива началось летом 1910 года. Квартиры были трех- и шестикомнатные. В те времена дом состоял из четырех корпусов и 52 квартир. В каждой обязательно были парадная и черная лестницы, комната для прислуги. В доме была своя котельная, прачечная, холодильные камеры, зал общих собраний, а одно помещение сдавалось под мясную и бакалейную торговлю. Во время войны сгорел самый большой, северный корпус. В мирное время его восстанавливал завод им. Петровского, планировка и фасад практически не изменились. Облик здания серьезно поменялся в 1980-х гг., когда реконструировали еще два корпуса. После этого квартир в доме стало больше, а его внешний облик — намного проще.
Цирк сгорел от любви
Проследуем на ул. Шмидта, 5, где травой и деревьями зарастает Советский цирк. Опустевшее здание со звездой на крыше одиноко стоит уже 54 года. "Здание в стиле сталинского ампира по проекту киевского архитектора Жукова вмещало около двух тысяч зрителей, — рассказывает экскурсовод Евгений Никитин. — Металлический купол цирка внутри покрыли деревянными щитами и пропитанными специальным веществом подложками. Это спасало крышу от нагревания в жару, а артистов от травм". Арену освещали восемьдесят прожекторов. По легенде, цирк поджег ревнивец, влюбленный в одну из гимнасток. Она не ответила ему взаимностью и заперлась в гримерке со своим возлюбленным. Пара погибла, хотя других артистов и животных спасли. А здание использовать перестали.
Шедевр академика Бекетова
Чтобы отвлечься от трагической истории, пройдем на проспект Карла Маркса, 108. Здание Приднепровской железной дороги считается шедевром архитектора Алексея Бекетова. "Построено оно в 1905—1907 гг. в стиле модерн, — повествует экскурсовод. — Столь величественное здание тогда считалось самым красивым в этой части Екатеринослава — обильный декор, герб губернии на пилонах выше третьего этажа". Сейчас от былого великолепия мало что осталось — в 1930-х надстроили четвертый этаж и часть архитектурных украшений просто уничтожили. Во время войны здание полностью сгорело, а отстроили его в весьма упрощенном виде. Признаки стиля модерн были в большей степни стерты, фасады упрощены, декор минимализирован, но все равно на фоне окружающих домов постройка выглядит внушительно. А вот архитектор Бекетов умер в оккупированном Харькове в 1941 году.
На вокзале был император
Вся наша жизнь состоит из встреч и расставаний, поэтому в данной прогулке мы просто не можем обойти стороной железнодорожный вокзал. "Он был открыт в 1884 году по проекту инженера министерства путей сообщения Верховцева, — рассказывает Никитин. — Здание в пышном неорусском стиле, фасад украшают массивные башни в виде терема с крыльцом по бокам, присутствуют декоративные элементы в стиле древнерусского зодчества". Рядом строились модные рестораны, и екатеринославские тусовщики облюбовали этот район для ночной жизни. Также на вокзале была пристройка для приема царских персон — в 1913 году здесь был император Николай II. Все величие вокзала уничтожили Великая Отечественная война и налеты вражеской авиации. Вокзал был отстроен в два раза больше, уже в духе сталинского ампира. Красивой сделали внутреннюю отделку: дубовая мебель, мрамор с Урала и Ленинграда, роскошная люстра. Последний раз вокзал реконструировали в 2003 году.
Единственный разводной мост
Фото: tourdnepr.com
В завершение пройдем к самому старому и единственному разводному в Днепропетровске Амурскому мосту. "15 пролетов соединяют район Амур с правым берегом, это один из самых больших мостов в Украине, — рассказывает краевед Никитин. — Проект моста разрабатывался известным мостостроителем Белелюбским". Открытие моста состоялось в 1884 году, на нижнем ярусе была одноколейная железная дорога, на верхнем — дорога для пешеходов. Это был самый длинный мост в России и одна из главных достопримечательностей города. В 1935 году по нему пустили трамвай, а спустя 10 лет после войны, в 1955 году, отстроили заново. От прошлого тут остались лишь опоры — мост сделали разводным. А пока шло строительство, был временный мост на деревянных опорах. В 1977 г. рядом с мостом построили еще один — одноярусный, для пропуска поездов.