Сделать стартовой
26,27
29,72
УКР

"Побег" из Донецка: десять часов жары, много денег и смертельная опасность в кустах

Чтобы попасть за линию разграничения на Донбассе, люди проходят нечеловеческие испытания

Люди часами ждут на блокпостах. Фото: AFP
Люди часами ждут на блокпостах. Фото: AFP.

Дончане стоят в очередях у пунктов пропуска по 5-10 часов, подрываются на растяжках и падают в обморок от жары, но не прекращают попыток выехать за линию разграничения, на свободные территории. Каждый по-своему называет место, где идет нормальная жизнь, и причины попасть туда у всех разные, а вот путь туда примерно одинаков у всех. Он долог, труден и непредвиден. Сегодня.ua узнала у дончан, как они пересекают линию разграничения.

Неужели сотни автомобилей безопаснее автобуса?

"Мы думали, что ад – это когда твой автобус стоит пять часов на пункте въезда-выезда, и половина пассажиров не имеют пропусков, а пограничники говорят, что из-за этого развернут обратно весь автобус, – рассказала дончанка Лилия Иванчук. – Оказалось, что то были еще цветочки. Ад – это когда ты стоишь примерно 400-й в очереди у блокпоста на 36-градусной жаре, в чистом поле, и понимаешь, что будешь здесь ночевать. Когда воду в литровой бутылке растягиваешь на сутки, когда ребенок близок к потере сознания из-за того, что несколько часов просидел в машине на солнцепеке. Вот что такое ад!"

Запрет на пересечение контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) пассажирских автобусов до сих пор ввергает дончан в недоумение. Они не понимают: неужели очередь из полутысячи автомобилей безопаснее, чем несколько автобусов, способных одновременно перевезти 30-50 человек? "Мы стояли у Волновахи, и откуда-то со стороны Докучаевска начала стрелять артиллерия. Слышно очень хорошо было. Мы чуть под машины не кинулись. А куда еще прятаться, в чистом поле стоим", – поведал дончанин Валерий Тютюник.

img_20150805_121758

Фото: Соцсети

Граница на дорогом замке

Очередь на въезд-выезд – это всего лишь один эпизод в путешествии дончан. До КПВВ еще надо добраться. До нулевых блокпостов под Волновахой и Артемовском из Донецка ходят автобусы с Южного автовокзала. В сторону Волновахи – 50 грн, в сторону Артемовска – 100 грн. Бегают каждые полчаса с шести до одиннадцати часов утра. Доехав до "нулевого", пассажиры начинают длинное путешествие вдоль вереницы стоящих в очереди на границе автомобилей.

"В Волноваху подвезите, пожалуйста!", "До Мариуполя подкиньте одного человека!" – звучит рефреном каждую минуту. Водители разводят руками – машина забита. Кто-то берет "на борт" пассажиров – могут бесплатно, от щедрот душевных, могут и за денежку, потому что бизнес такой. В среднем проехать границу стоит 200-300 гривен.

"Когда мы стояли на выезде, к нам подошел водитель и предложил свои услуги. Мы были с ребенком, конечно, согласились, чтобы не мучиться на жаре. Водитель был "всего" 50-м в очереди, за полтора часа мы проехали "нулевой", через 20 минут были на КПВВ, который прошли за полчаса, потому что там запускали на проверку по 10-15 машин одновременно", – рассказал дончанин Юрий Шелкин.

В обратную сторону – та же ситуация. У КПВВ ходят старики и молодые с просящими лицами ("до Еленовки не подкинете?" "Отвезите в Донецк, очень прошу, мне на работу завтра!"). Но с этой стороны все хуже – автомобили набиты добром и продуктами (не более 50 кг на человека, как того требует порядок СБУ), поэтому берут не всех.

Опасности лесопосадки-туалета

Из бытовых удобств на том же блокпосту и КПВВ на волновахском направлении широко представлена… лесопосадка. Изрядно замусоренная и со специфическим запахом человеческой жизнедеятельности. За последние три недели три человека, углубившиеся в заросли по своим делам, угодили в минные растяжки.

"Рассказали о том, как на прошлой неделе мужчина взорвался там. Вышел обратно, держится за живот, а там – кровавое месиво. Присел – и упал без сознания. "Скорая" приехала, забрала, но в очень плохом он был состоянии, неизвестно, выжил ли. А до этого женщина была – так же подорвалась", – рассказала макеевчанка Ирина Боднарук.

Вместо тентов от солнца – ветви деревьев. Ни воды, ни туалетов, ни ларьков с перекусом, ни аптечных киосков. По характеру выброшенных оберток от лекарств можно сделать вывод, что труднее всего приходится "сердечникам". Впрочем, местные жители уже наладили нехитрый бизнес возле автомобильных очередей – продают чай и кофе из пакетиков в одноразовых стаканчиках – по 5 и 7 гривен соответственно. На разогреве – видавший виды самовар на дровах. К чаю можно взять либо пакет семечек, либо пряник. Рядом продают мед в баночках, а ловкие местные ребята привозят на велосипедах на продажу яблоки.

11822361_740676006044672_2285886757405552305_n

Фото: Соцсети

"Когда еще работал Кураховский блокпост, там целые вереницы ходили – кто пирожки продавал, кто чебуреки, кто воду. Сейчас возле артемовского блокпоста бутылка воды до 30 гривен стоит", – говорит Юрий Шелкин.

Новый блокпост под Новотроицким еще в процессе строительства и вряд ли скоро начнет свою работу. Так же пока не стоит вопрос строительства логистических центров и прочих удобств для въезжающих-выезжающих. "По-моему, гораздо удобнее для всех было бы вернуть хотя бы автобусное сообщение", – говорит Ирина Боднарук.

"Боевики спросили номер пропуска в зону боевых действий"

На этом трудности не заканчиваются. В процессе переезда через линию разграничения можно столкнуться как минимум с двумя из них.

img_20150725_071939

Фото: Соцсети

Первая – отсутствие доверенности на ребенка. Повезло тем, кто успел оформить до 1 августа этот документ у нотариусов. С начала месяца реестры закрылись, и доверенности выписываются только на свободных территориях.

"Не все знают, что если ребенок едет с одним родителем, то на второго нужна доверенность. При мне молодая женщина плакала на границе, мол, где ей мужа искать, если он год как исчез и не появляется – ведь он должен доверенность подписывать. Знаю, что иногда пропускают таких, а иногда и заворачивают обратно", – рассказала жительница Горловки Инна Кожемяка.

Вторая трудность – отсутствие пропуска в базе. Особенно это касается так называемых электронных пропусков. "Мне пришло подтверждение на сайте оформления пропусков, что все оформлено, а во время поездки меня не нашли в базе. Через пару часов вдруг моя фамилия там появилась, но все равно – было неприятно доказывать, что я законопослушный гражданин, а не диверсант", – поделился макеевчанин Юрий.

Интересно, что номера пропусков очень интересуют боевиков "ДНР", которые устроили под поселком Еленовка свой блокпост-таможню. Это привело к появлению новых многочасовых очередей.

"Появилось, откуда не ждали. Подъехали – очередь, машин 50. Не двигались вообще. Оказывается, всех переписывали. Вручную – фамилии-имена, номера паспортов, номер кузова машины. Сами представляете, с какой черепашьей скоростью все это происходило! Потом потребовали сообщить "номер пропуска в зону боевых действий". Так и сказали! У нас были бумажные пропуска, но мы сказали, мол, у нас электронные пропуска, номеров не знаем, по паспортам нас "пробивают" по базе", – рассказал дончанин Юрий Шелкин. По его словам, боевики не объяснили, зачем они делают бессмысленную, но долгую работу. "По истерике теток из дальних машин было слышно, что в Донецке тоже введут пропускную систему, как в Украине", – отметил дончанин. Впрочем, пока подтверждения этим слухам нет.

 

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Вы сейчас просматриваете новость " "Побег" из Донецка: десять часов жары, много денег и смертельная опасность в кустах". Другие Новости Донбасса смотрите в блоке "Последние новости"

АВТОРЫ:

Станислав Донец , Дмитрий Сопкин

Источник:

Сегодня

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь