Живые прототипы бронзовых монументов Харькова

20 Марта 2014, 17:06

Для памятника Независимости позировала скрипачка Алиса, а прототипом скульптуры скрипача на крыше был Юрий Башмет


Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

Фото: из архива героев

У всеми любимых бронзовых монументов Харькова есть живые прототипы, с которых ваяли фигуры. В мастерской, кроме архитекторов и скульпторов, трудятся натурщики, которые помогают воплощать известных людей и персонажей в металле. "Сегодня" узнала, кто "подарил" стройную фигуру героине фильма "12 стульев" Эллочке и, кто часами стоял с вытянутой рукой, чтобы горожане увидели новую Независимость, которую окрестили Никой на шаре.

Скульпторы говорят: монументы не всегда похожи на натурщиков, но те помогают точно передать складки одежды и анатомические особенности. Прототипом скульптуры скрипача на крыше (пл. Конституции) был российский альтист Юрий Башмет. Как рассказал нам автор работы Сейфаддин Гурбанов, он собрал много материалов о музыканте, разные фотографии, но позировал другой человек. "Когда я начал лепить, ко мне зашел человек, который был очень похож на Башмета и идеально подходил под этот образ. Он был музыкантом из Волгограда и помог передать пальцы и лицо", — поделился Гурбанов. Для памятника Независимости авторства Николая Ридного позировала скрипачка Алиса, которая уехала во Львов. Образ Дмитрия Багалея, чья скульптура установлена у входа в северный корпус ХНУ им. Каразина, помог воссоздать форматор (мастер, который снимает форму с произведения скульптора, выполненном в мягких материалах) Валерий Тищенко, с которым сотрудничает Ридный. Мужчина сидел в такой же позе, как ученый, и в похожем пиджаке. "Также можно использовать специальный человеческий манекен на шарнирах, которому можно придать любую позу. Но такие манекены есть только за рубежом и стоят очень дорого, поэтому дешевле пригласить натурщика", — говорит Ридный.

Воссоздать в бронзе офтальмолога Гиршмана Александру Демченко помог преподаватель университета городского хозяйства Валерий Абрамов. "Он очень похож на Гиршмана, этот человек был первый, кого я вспомнил, когда приступил к работе над памятником", — говорит Демченко.

Бугримова: натурщица — с арены цирка

Натурщицу для памятника первой в СССР женщине-дрессировщице Ирине Бугримовой, который планируют установить возле харьковского цирка, скульптор Сейфаддин Гурбанов, увидел на арене. "Когда я приступил к лепке, в Харьков с гастролями приехал киевский цирк. Я ходил на их представление, и особенно мне понравилась одна женщина. Я попросил директора Алексея Житницкого познакомить нас. Фигура у нее была, как у Бугримовой, и она легко согласилась позировать. Ко мне в мастерскую она приезжала раз восемь, я попросил ее найти похожую одежду, как у дрессировщицы. Она полностью одевалась как Бугримова: костюм, сапоги, цирковые атрибуты и стояла в той же позе. Но конечно, я добавлял отдельные элементы из книг и фотографий советской артистки", — рассказал Гурбанов.

Высоцкий: руки и стопы барду "подарил" дизайнер и гитарист

Для памятника Владимиру Высоцкому позировал музыкант Ян Загорский. 25-летний друг сына скульптора Александра Демченко захаживал в мастерскую и однажды получил приглашение позировать. Барда изготовили всего за два месяца. "Я помогал лепить правильно гитару, ведь были только фотографии, потому я привозил свой музыкальный инструмент. У Высоцкого была семиструнная гитара, которых сейчас уже не делают, и нужно было балансировать между настоящей гитарой и фото. Памятник высокий, потому приходилось стоять на конструкции высотой около двух метров. Создавали монумент частями: иногда я держал гитару и скульптор лепил только руку или гриф, отдельно ноги, торс и рубашку, однажды — одни стопы. Было это зимой, приходилось разуваться, а в помещении фабрики, которую арендовали, было довольно холодно", — рассказал Загорский, дизайнер по образованию.

Хемингуэй: скульптор копировал позу и жилет

Создать бронзового Эрнеста Хемингуэя, который установлен на ул. Иванова, помогали сразу трое парней. Скульпторы Александр Шамрай и Елизавета Варлакова подыскивали для них похожие брюки, рубашку и жилет, а портретного сходства с писателем добивались, изучая фотографии и видеозаписи, на которых он запечатлен. Согласился помочь скульпторам и брат Елизаветы Велимир Варлаков. Молодой человек окончил художественное училище и тоже занимается скульптурой. Велимир признается: для памятника с натуры от него мало что взяли, а похожа скульптура разве что фигурой. "Я плотно сложенный парень, — улыбается Варлаков. — Но в любом случае лепить легче, когда перед тобой стоит живой человек. Я помогал правильно передать драпировку одежды, элементы анатомии". Начинающий скульптор признается: Хемингуэй — один из его любимых писателей.

Эллочка: студентка крутила локоны и входила в образ

На экране образ немногословной, но яркой героини романа Ильфа и Петрова "12 стульев" Эллочки-людоедки воплотила российская актриса Елена Шанина. А для того чтобы создать бронзовую фигуру Эллочки, которая красуется на ул. Петровского, скульптору Катибу Мамедову пришлось непросто, ведь образ стал собирательным, а воплотить его помогали несколько натурщиц, похожих на артистку. Довелось позировать скульптору и Анастасии Шагалиной, которая тогда была его студенткой. "Я училась в академии дизайна и искусств по специальности "промышленный дизайн", где с третьего курса у нас преподавал Катиб Мамедов. Скульптор посчитал, что я похожа на Эллочку фигурой и ростом, потому пригласил меня позировать. Мы подобрали такое же платье и аксессуары, как в фильме. Он человек творческий, собирает антиквариат, потому у него мы нашли такой же старинный стул. Нас окружал антураж той эпохи, все это вдохновляло и помогало влиться в работу. Позировала я около полутора месяцев в среднем по три часа в день после пар. Первый час уходил на то, чтобы за шутками и разговорами войти в образ. Это был очень яркий и интересный период, Катиб Сафарович зачитывал какие-то фразы из "12 стульев", мы вспоминали фильм и актеров. Очень долго подбирали позу, чтобы она была максимально характерной и запоминающейся. Несмотря на то что скульптор мое лицо не лепил, я все равно старалась делать подходящий макияж и локоны для похожей прически. Проходя мимо памятника, всегда приходят приятные воспоминания", — рассказала "Сегодня" Шагалина. Девушка рассказывает: после Эллочки было много других скульптур, для которых она позировала по несколько месяцев, но Людоедка остается самой яркой.

Студбатовцы: позировали сын и невестка скульпторов

Для па­­мят­ника студбатовцам, который скульпторы Любовь Жуковская и Дмитрий Сова создавали в середине 1980-х, позировали студенты. Образ добровольца, который, уходя на фронт, прощается с девушкой, творческий тандем лепил с сына Алексея. Он обнимал теперь уже экс-супругу. "Мне было 26—27 лет. Конкурс на создание памятника выиграл студент, но с работой не справился, и мои родители взялись помогать. Каждую фигуру лепили отдельно. Сначала были зарисовки, наброски и маленькая копия, а когда уже делали в размере, то мы позировали для отдельных деталей. Например, моя мама лепила лицо. Сильно похожим на меня героя старались не делать, но какие-то черты есть. Очень пригодились мои армейские сапоги: не только для позирования, но и удобно в них было забрасывать тонны глины на каркас. Отец, к сожалению, не дожил до установки памятника", — рассказал Алексей Сова, который пошел по стопам родителей и тоже стал скульптором. Для памятника также позировали его старший брат, одноклассник и студенты Худпрома.

 

Вы сейчас просматриваете новость "Живые прототипы бронзовых монументов Харькова". Другие Новости Харькова смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Макаренко Анна

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...