Крымский физик создает уникальные паровозы

Антон Яценко создает своими руками из смолы, пластика и проволоки настоящие паровозы, только в уменьшенном виде

Антон Яценко. Знает все об истории железнодорожного транспорта и создает свои маленькие поезда. Фото из архива А. Яценко
Антон Яценко. Знает все об истории железнодорожного транспорта и создает свои маленькие поезда. Фото из архива А. Яценко
Мастерская. Для работы достаточно площади обычного стола. Фото из архива А. Яценко
Мастерская. Для работы достаточно площади обычного стола. Фото из архива А. Яценко
1/21

В свободное от работы время младший научный сотрудник, занимающийся твердыми телами на кафедре физики ТНУ им. Вернадского, Антон Яценко создает своими руками из смолы, пластика и проволоки настоящие паровозы, только в уменьшенном виде. Счет количества деталей в локомотивах, которые он делает не только для себя, но и для тех, кто их коллекционирует, идет на тысячи. И, по словам мастера, в железнодорожном моделизме его привлекает не только внешняя, "архитектурная", сторона дела, но и процесс сборки.

Реклама

СТАРТ ИЗ ДЕТСТВА. На паровозики Антон "запал" еще в детском саду, когда увидел у друга гэдээровскую игрушку с заводным ключом. И стал у родителей методично клянчить такую же. "Именно с этого детсадовского паровоза, пожалуй, и началось мое увлечение железнодорожным транспортом и моделированием, — вспоминает с улыбкой Антон. — Кстати, потом, когда мы были уже студентами, он мне его отдал. Заветная игрушка, которая тогда меня так сильно впечатлила, до сих пор стоит на книжной полке". Однако вспомнил о своей детской страсти Антон только на пятом курсе университета. Нечаянная мысль — а не попробовать ли мне собирать "железки" — превратила его в человека, который знает практически все об истории железнодорожного транспорта и ее отражении в моделях.

"У нас в стране народ интересуется активнее всего отечественным подвижным составом: большинство коллекционеров собирают тепловозно-электровозную тягу времен СССР. Почему? Потому, наверное, что они запомнили эти огромные железные машины еще детьми. Провинциальным городам, вроде нашего Симферополя, в этом смысле повезло больше: ни в Москве, ни в Питере днем с огнем уже не сыщешь таких поездов, а у нас они все еще работают, пусть и на второстепенных линиях".

Бывает, что заказывают сделать паровозы, особенно те, что использовались активно после войны. Например, СУ — Сормовский усиленный или "Лебедянский Ворошиловградский — грузовой ЛВ. "А если для себя, то я люблю паровозы, — признается Яценко. — Мне нравится конец их первой эпохи — с 1835 по 1917 годы, когда на российских казенных и частных дорогах была введена единая система обозначения серий и единые стандарты окраски. Но эта эпоха мало кого интересует".

Реклама

Антон о своих заказчиках говорит, что, как правило, собиратели железных дорог и локомотивов — люди весьма состоятельные и немолодые. И иногда за заветную "железку" они готовы выложить боль­ше $1000.

КАК ЛЕВША. Железнодорожный моделист почти все мастерит под увеличением лупы. И близорукость в работе только помогает, ведь многое приходится выпиливать вручную. А вот заводские игрушки делаются с помощью программирования: сначала модель продумывают и рассчитывают на компьютере по чертежам, фрезеруют формы станками с ЧПУ — числовым программным управлением, а потом специальные машины все льют и клепают.

Кстати, ходовая часть фабричных паровозиков лучше, поэтому бывает и так, что приходится покупать фабричную конструкцию, вынимать из нее эту самую часть и добавлять в свое, авторское. Процесс такой переделки, когда что-то отпилил, а что-то прилепил, Антон называет конверсией. Смеется, что раньше мог и из дверцы для холодильника сделать локомотив, а сейчас много материалов — работает чаще с пластиком, точнее, с полистиролом. Чертежи выискивает в специализированной литературе, обязательно изучает фотографии.

Реклама

"Сначала делается глобальная основа, а потом на нее уже все насаживается и наклеивается, — объясняет физик. — На некоторых моделях — до трех тысяч деталей, они собираются в узлы, а из них — локомотив. Ток идет по рельсам, к металлическим колесам подходят контакты, обычно скользящего типа. И если к моторчику подать напряжение — локомотив поедет! И все в нем закрутится, завертится".

Миниатюрные копии идентичны настоящим (даже если это, например, модель паровоза постройки Ганноверского общества 1896 года): фонарики, окошечки, винтовая сцепка, тендер, то бишь прицеп, в котором должны находиться вода и нефть или уголь, — все есть.

40 дней на проект. Если говорить о времени, которое уходит на изготовление одной модели, то все зависит от настроения и вдохновения. "Однажды своему питерскому приятелю делал "лок" почти полгода, а как-то был у меня "творческий запой", совпавший с отпуском, так за месяц собрал не самый, надо сказать, простой паровозик, — рассказывает моделист. — Самое главное — любить каждую модель, над которой работаешь. Мой личный рекорд — один месяц и одна неделя". Бывает, что расставаться со своим творением мастеру все-таки жалко. "Но если делаешь модель по просьбе других, то изначально знаешь, что расстанешься с ней, что будет она радовать кого-то еще, — говорит он. — Кстати, выставки железнодорожного моделирования, в которых я принимаю участие, проходят в Москве и Петербурге. Там же, в столицах, живут и поклонники такого хобби, потому что дорого это — позволить себе увлечься коллекционированием такого добра. Коллекционеры и в Крыму нашлись бы, да денег у нас нет".

ВЗРОСЛЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ГОТОВЫ КУПИТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ ПАРОВОЗ ПО ЦЕНЕ ХОРОШЕЙ КВАРТИРЫ

005

Заводная модель. 107-летняя игрушка дороже "Мерседеса". Фото: historytoy.com

По оценкам фанатов железнодорожного моделирования, сегодня на просторах бывшего Союза производят и коллекционируют мини-поезда около 4 тысяч серьезных мастеров. Как говорят сами моделлеры, трудность их учета заключается в том, что многие не спешат вступать в профильные сообщества, а предпочитают работать поодиночке. Традиционно пальму первенства среди создателей ж/д-моделей держит Англия и Германия. Стоит отметить, что не только создание "подвижного состава", но и их коллекционирование — дело достаточно затратное. Так, например, в число самых дорогих игрушек мира входит поезд, изготовленный компанией Mаrklin еще в 1906 году. На аукционе Christie’s он ушел с молотка за $179 140.

Мечта любого коллекционера состоит из собственно поезда, вагона первого класса, вагона-ресторана с верандой и вагона для курящих с багажным отделением. К слову, спросом у коллекционеров пользуются не только сами паровозы, но и составы в различных вариациях. Так, на одном из тематических сайтов можно приобрести цистерны или спецвагоны для перевозки воды.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63653.13

Binance Coin (BNB)

587.56

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

81.37

Theta (THETA)

2.17

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять