Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Автолегенды Крыма: "Мерседес" Штирлица, нелюбимая "Чайка" Хрущева и "последняя машина" Андрея Панина

11 декабря 2013, 11:05

Львовски Майк, Керменчикли Арсен

Руководитель севастопольского автомотоклуба "Красная армия" объединил любителей "старины на колесах" - сегодня в парке 40 ретроатомобилей

На съемках. Андрей Панин в роли майора Соколова возле «полуторки» разбирает с режиссером Бахтияром Худойназаровым предстоящую сцену. Фото: М. Львовски

На съемках. Андрей Панин в роли майора Соколова возле «полуторки» разбирает с режиссером Бахтияром Худойназаровым предстоящую сцену. Фото: М. Львовски

Без старого автомобиля не воссоздать атмосферу исторического фильма. Но после полувековой эксплуатации, не говоря уже о машинах 20—30-х годов, они, зачастую прогнившие и побитые, в руках мастеров обретают вторую жизнь, для того чтобы блеснуть в шпионском детективе или военной драме. Руководитель севастопольского автомотоклуба "Красная армия" Денис Сираев объединил любителей "старины на колесах", и сегодня в их парке 40 ретроатомобилей. Без помощи "красноармейцев" не обходится ни один режиссер, снимающий в Крыму.

"Когда снимают историческое кино, ты находишься в машине времени в прямом смысле, — рассказывает Денис Сираев. — Зашел в кадр — и ты в той эпохе, отошел от съемочной площадки — уже в современности. В качестве водителя я снялся в более чем 25 картинах, а от фотографий со звездами ломится письменный стол. Помню, как-то один режиссер заметил, что у него получается комедия вместо трагедии, потому что всех водителей в ленте сыграл я. Тогда продюссер ему объяснил, что машины мои, а режиссер говорит: "Приклейте ему хотя бы усы и пускай катается".

Сотрудничество с продюсерами — небескорыстное: чтобы привести в порядок грузовик военных времен потребуются десятки тысяч гривен в зависимости от его состояния. Но как и в начале создания своего автоклуба, Денис прежде всего преследует цель восстанавливать и собирать военную технику, и как раз в этом ему иногда помогают киношники: "Мы работаем с ними в тандеме. Автобус ЗиС я нашел в Бахчисарае: он стоял там, утопленный по самую ступицу. Я автобус оттуда вытащил, но на восстановление денег не было. А когда его в гараже увидели киношники, то сказали, что им такой очень нужен, и купили. Мы этот ЗиС подготовили к съемкам, а потом он остался у нас. Для них же с нами работать интересно еще и по той причине, что в нашем парке всегда есть "дубли". Допустим, всегда на ходу пять "виллисов", шесть штук ГАЗ-67... Старые машины не предсказуемы на съемках, выходят из строя, а киносъемочный процесс беспрерывен: тут-то и выезжает дублер. Иногда случаются и совершенно невероятные истории. В Симферополе есть "Опель" Super 6 40-х годов выпуска, который полностью сгорел в деревянном гараже. Мы начали с ним разбираться: попытались завести движок, а он работает! Хотели восстанавливать, но киношники увидели: "То, что надо!" Им пригодилась в кадре именно сгоревшая машина: поставили у стены, а вокруг раскидали гильзы. Вот, машина уничтожена, но все равно снимается! Причем перемещается до сих пор своим ходом, но на дорогах лучше ей не появляться, чтобы лишний раз не злить наших гаишников".

car_002_1__

В гараже. Руководитель автоклуба "Красная армия" Денис Сираев. Фото: А. Керменчикли

Старые машины, помимо своей прежней истории, часто обрастают легендами уже в кадре. Так, в Севастополе теперь есть "полуторка" — последний игровой автомобиль, на котором ездил любимый многими актер Андрей Панин. Санитарная машина была задействована в фильме Бахтияра Худойназарова "Гетеры майора Соколова", где актер сыграл свою последнюю в жизни главную роль.

"Это грузовик с родным мотором, мы сделали надстройку под скорую помощь, — рассказывает Денис Сираев. — Съемки закончились крымским блоком. Андрей Панин уехал отсюда 26 февраля, а 6 марта он погиб. В оставшихся сценах его уже заменил дублер. Есть у нас и машина Владислава Галкина. На съемках "Диверсантов" мы с ним работали. Он там врывается на немецком бронетранспортере на территорию аэродрома. Все это происходит в движении — боевик, одним словом. Перед этим у нас была раскадровка, кто что делает. Я — водитель своего же "Мерседеса", на нем штандарты немецкие. Везу офицера, который пытается скрыться на аэродроме. Идет стрельба, все взрывается. И в одном из моментов этот "броник" преграждает дорогу мне. Галкин со своими диверсантами выдергивают меня из-за руля, я делаю в воздухе сальто, падаю. Встал и побежал без оглядки в сторону леса. Так я остался живым в этой картине — во всех остальных меня обычно убивают".

НЕЛЮБИМАЯ "ЧАЙКА" ХРУЩЕВА ПОПАЛА НА КИНОСТУДИЮ

car_003_1__

Кабриолет. В кинопробеге — десятки фильмов и клипов. Фото: М. Львовски

До развала Ялтинской киностудии в ее гаражах находилась целая автоколонна реальных шедевров и самопалов "под ретро". Но изюминкой той коллекции был легендарный серебристый кабриолет Хрущева — "Чайка" ГАЗ-13 Б с брезентовым съемным верхом. Таких кабриолетов с 1959 по 1983 год было выпущено всего 17 штук — по одной в столицу каждой из советских республик и две про запас.

По словам водителя Николая Кришталя, проработавшего на киностудии более 40 лет, "Чайка" досталась кинематографистам из гаража крымской госдачи Хрущева в Нижней Ореанде. Сам Никита Сергеевич эту "буржуазную" модель не очень-то жаловал и предпочитал передвигаться по Крыму на бронированном автомобиле ЗИЛ-111 Г.

Реклама

Пока еще "Чайка" в Ялте — в рабочем состоянии. Правда, гонять на ней накладно — на 100 км надо 21—23 л бензина. В салоне сохранились все ультрамодные в 1960-е годы фишки: электрические стеклоподъемники с централизированным управлением, работающие даже при выключенном зажигании, мощный омыватель ветрового стекла, радиоприемник с настройкой и силовой антенной, противотуманные фары и фонари.

СДЕЛАНО В КРЫМУ: АВТОМОБИЛИ ДЛЯ "МАРСА" И ВЕРЫ

car_005_1__

Эксклюзив. Гибрид "Победы" и "козла" на съемках "Марса" в Балаклаве с Гошей Куценко и Смольяниновым. Фото: М. Львовски

Председатель крымского клуба ретротехники "Астра" Валерий Гутник в кино с 1999 года — дебютным для него был фильм Алексея Учителя "Дневник его жены". Тогда на улицах Ялты снимали французскую Ниццу 1930-х годов.

"Под эти годы и стал подбирать машины, какие были у нас в Крыму, — вспоминает Валерий Владимирович. — Всего в картине засветилось пять наших машин: два "Мерседеса", Wonderer, ­BMW-340 выпуска 1948 года и "Опель-Адмирал" кабриолет 1940 года. У каждой машины своя интересная история. Например, "Опель" — по легенде принадлежал начальнику симферопольского гестапо. И ее якобы при отступлении немцев бросили. Мы потом проверяли — у него действительно был именно такой автомобиль, но по номеру никаких записей нет".

Среди последующих трех десятков картин Гутника печальным опытом запомнилась ему работа на съемках "Водителя для Веры" Павла Чухрая. Вместе с актерами не последнюю роль сыграл и черный генеральский ЗиМ. И для игровых эпизодов были отобраны два одинаковых автомобиля.

car_004_1__

В тренде
"Мажорное" ДТП под Житомиром: погибла студентка, еще одна девушка – в коме
Иллюстрация

У крымского ЗиМа финал оказался трагическим. Фото: М. Львовски

Один из них к работе подготовил Гутник: "Требовался по внешнему виду абсолютно новый ЗиМ. Мы договорились о том, что я за свои деньги покупаю машину и на средства кинокомпании ее реставрирую. При этом в контракте подчеркивалось, что я остаюсь собственником, а для трюковой сцены изготавливаю муляж — каркас ЗиМа без двигателя и ценных аксессуаров, с имитацией салона. О том, что восстановленный автомобиль уничтожат, речи не велось!".

Но новенький ЗиМ после погони со столкновениями по севастопольским улицам в итоге сбросили с инкерманской скалы... "Думаю, Чухрай изначально любой ценой хотел получить красивую картинку, — говорит Гутник. — И машина стала жертвой такой достоверности. Обгоревшие останки я потом собрал и привез домой".

А вот работу со съемочной группой Анны Меликян он всегда вспоминает с улыбкой — для ее фильма "Марс" нужен был эксклюзив: машина смешная и похожая на Гошу Куценко! "Эту задачу я решил, присандалив к ГАЗ-69 нос от "Победы", — смеется Гутник.

Реклама

car_11_a_1__

Севастопольский "Wonderer" в кино почти 20 лет. Фото: М. Львовски

Фильм снимали два месяца в Балаклаве, Севастополе и Бахчисарае. И на время марсианской экспедиции автодолгоносик стал любимой машиной всей группы. Гоша Куценко пару раз отправлялся на этом гибриде в рискованные загородные путешествия, а Артур Смольянинов катал по набережной своих поклонниц. Случилось с машиной и пиротехническое происшествие — чуть не сгорела любимица вместе с актерами.

"У нас там домик был, где объясняются друг другу герои, — рассказывал "Сегодня" сам Гоша Куценко. — И эта сцена заканчивается пожаром. Но пиротехники хотели сделать все наверняка и переборщили с зарядом. Полыхнуло так, что мы едва ноги унесли из пекла!".

ЧЕЛАК: ЗАПЧАСТИ ИЩЕМ ПО ВСЕМУ МИРУ

car_008_1__

Машина для шпиона. "Мерседес" Штирлица сегодня невыездной. Фото: М. Львовски

Любителям ретроавтомобилей их увлечение часто влетает в копеечку. Так, чтобы привести в порядок старенький ГАЗ, требуется как минимум 80 тыс. грн. Основная сложность — достать оригинальные детали, говорит севастополец — шофер в третьем поколении Андрей Челак: "Найти подобные детали практически невозможно. Часто приходится делать все своими руками, если нет возможности, обращаемся на заводы. Интернет часто помогает найти стандартные комплектующие — от интерьера до ходовой части — за пределами нашей страны. Количество вложенных денег зависит от степени реставрации: если делать стопроцентную оригинальность, то никаких денег не хватит. А некоторые детали просто уже не найти. Допустим, чтобы изготовить рулевую колонку на "эмку" (ГАЗ-М1), которая выпускалась в 1930—1940-х годах, мне пришлось потратить сумму, за которую я могу купить три рулевых на "Волгу". И чтобы добиться хотя бы 80%-го сходства, придется вписаться в $10 тыс.: нужно заказать фонарики оригинальные, в салон найти ручки заводские. Сейчас же тканей нет таких, как тогда, поэтому уже не получиться обивку сделать совсем подлинной. На "Волгу" ГАЗ-21 были раньше олени на капот — большая редкость уже. Так вот, за одного такого сейчас просят 400 у. е., если приобретать копию — будет дешевле, это около сотни "зеленых". Время, когда целые авто можно было найти на свалке, прошло".

car_007_1__

Процесс создания. Андрей Челак возвращает "Москвич-401" к жизни. Фото: А. Керменчикли

Сейчас побитая "эмка" будет стоит столько же, сколько пятилетний "Ланос" с небольшим пробегом. И если отреставрировать ее, цена сразу же возрастет в 4—5 раз. А хороший оригинал стоит сегодня $100 тыс. Но автолюбители говорят: самое главное в этом деле история, а не спекуляции. И проследить происхождение авто не всегда реально: "На машинах того времени редко ставят номер кузова, но всегда есть номер двигателя. Поменяли двигатель — все, нет больше истории. Двигатели стараются снимать и хранить на стендах, они уже устарели и рассчитаны на топливо А-66, а самый низкоактановый современный бензин — А-92. Если будем ездить на нем, мотор просто сгорит. Поэтому стараются поставить более современные двигатели, часто это "волговские" агрегаты".

ГУТНИК: ЛЕГЕНДА ЗА $800

На просторах СНГ заявлено о нескольких "мерседесах" Штирлица, но самая правдоподобная легенда — у крымского. Как рассказал нам его владелец Валерий Гутник, после окончания съемок "17 мгновений весны" этот "мерс" 230-й модели с набором поломок надолго застрял в гараже "Мосфильма". Там бы и пропал, если бы о нем не вспомнили во время съемок в ­1979-м картины "Мерседес" уходит от погони". Машину поездом переправили в Одессу, но там реанимировать "немца" механики не смогли.

"Машина Штирлица" после съемок так и осталась на Одесской киностудии. Там ее в середине 90-х случайно и приметил для своей коллекции Валерий Гутник. За "убитый" раритет он заплатил тогда всего $800. "Машина была в ужасном состоянии, — вспоминает Валерий Владимирович. — Ее "убили" еще на съемках "Мгновений". В первую же зиму заморозили двигатель — оставили на ночь с водой. В кадр ее уже затаскивали на тросе. Но от машины движения и не требовалась — все эпизоды статичные".

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...
загрузка...