Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Львов: как туристическая столица Украины может превратиться в город европейского будущего

6 июля 2015, 10:00

Татьяна Самотый

Большинство туристов выбирают Львов из-за красивой архитектуры, но в городе много проблем

Львов. Фото: lviv.travel

Львов. Фото: lviv.travel

Реклама

Даже тем, кто никогда не был во Львове, приходилось слышать, что за последние десять лет "город четырех тысяч львов" превратился в туристическую Мекку и признан культурной  столицей  Украины.  К тому же, многие иностранные издания, как, например, Financial Times или  The Wall Street Journal, назвали Львов "городом европейского будущего" и "самым многообещающим городом Украины". Благодаря своеобразной  атмосфере,  Львов нередко сравнивают с Прагой и Краковом. Но что реально скрывается за вывеской "Львов – туристическая столица"?  Почему большинство львовян, вместо того, чтобы богатеть, ездят  на разбитых троллейбусах, а  обед в центре города  для многих стал непозволительной роскошью.

Чтобы разобраться в вопросах туристического бизнеса,  мы пригласили экспертом, с одной стороны,  Юрия Зинько,  научного сотрудника  лаборатории охраны природы   и туристических исследований географического факультета ЛНУ им. И.Франка,  а также  и.о. директора департамента развития Львовской мэрии  Андрея Москаленко, который предоставил письменные ответы на  информационный запрос "Сегодня".

Почему туристы едут во Львов

Титул  "туристической столицы" Львов завоевал  абсолютно законно, благодаря огромному количеству культурных, исторических и  архитектурных  ценностей. Не меньшую роль в создании  позитивного имиджа  имеют развитая   сфера  обслуживания и  приграничное местоположение, придающее  Львову особый европейский шик.

"Люди, особенно из центральных и восточных областей Украины, которые не успели посетить   Европу,  идентифицируют Львов  с  образцовым   европейским городом.  Так было  при Союзе с  Ригой и Таллином – прибалтийские столицы   презентовали  европейскую культуру, и этим сильно отличались от других городов", – говорит Юрий Зинько.

Кроме этого, мы наблюдается всплеск  гастрономического туризма. Проведение во Львове  чемпионата "Евро-2012" послужило толчком к открытию сотен кафе и ресторанов,  которые  могут похвастать отличной кухней и обслуживанием. Также Львов расширил   ночлежную  базу: кроме огромных, известных еще при Совке, гостиниц, появилось   немало хостелов и  2- 3-звездочных отелей.

Однако, по словам Зинько, при всей оптимистичности "картинки",  Львов может утратить свое реноме. 

"Сейчас город находится на пике своей популярности, "выезжая за счет любителей кофе, соборов  и брусчатых улочек. Но мы эксплуатируем вещи, которыми пользовались сотни лет.  Если туристический ассортимент не будет расширен, а многие исторические  объекты не пройдут реставрацию,  то турбизнес Львова может перейти в  стадию стагнации", – говорит Зинько.

По словам эксперта, львовянам  нужно искать  варианты развития туризма, которые будут работать на перспективу: начиная с  программных документов и заканчивая  анализом того,  что есть. 

tourism_2014

Кликните на картинку, чтобы увеличить

Кроме этого, по версии и.о. департамента развития Андрея Москаля, досуг туристов на  78% составляет посиделки  в кафе и ресторанах,   72% – самостоятельные прогулки по городу, 60% – посещение музеев и выставок, 36% экскурсии городом в сопровождении гида и  34% – посещение религиозных объектов.

Зачем нужна туристическая статистика

Очень важным вопросом в развитии туристического бизнеса, по мнению  специалистов, является вопрос статистики:  чтоб  определиться, как строить это бизнес, надо знать,  кто и откуда к нам приезжает.

В львовской мэрии  утверждают, что с каждым годом количество  гостей города стремительно растет. Так, в  2011 г.   Львов принял  1 млн. посетителей, через год, в 2012 г. -  на 400 тыс. больше. В   2013 и 2014 гг.   – 1 млн. 700 чел. Сколько человек  побывало во Львове  в этом году – будут считать в начале 2016 г.

articleimages_1445_dsc_0730

"Не до конца убеждает официальная статистика, по  которой ежегодно поток туристов увеличивается  почти  500 тыс.,  а их общее число   возросло до   двух  миллионов в год. В том самом  Кракове, принимающем   7-8 млн.  человек, все статистические данные подтверждены конкретными показателями  и расчетами", – говорит Зинько.

По словам Юрия Владимировича, надо отметить, что сейчас городские власти стараются   вести   учет туристов через   систему "Туристический барометр":  число  гостей  фиксируется  через пассажирские потоки  аэропорта "Львов". Вместе с тем, необходимо заниматься туристами, которые приезжают железнодорожным и автомобильным транспортом.

Также важно изучить "профиль" туристов, прибывающих во Львов. "Мы слишком  увлеклись тем, что Львов выиграл европейскую номинацию  "город на уикенд",  но сегодня  из-за  политической ситуации,  во Львов  все меньше едет иностранцев, особенно из Польши и других соседних государств", – говорит Юрий Владимирович.

__12

Фото: touristinfo.lviv.ua

Дефицит  заграничных туристов покрывают гости из  восточной и центральной Украины. Но, чтобы их удержать, нужно создать конкретный набор услуг и развлечений, иначе мы потеряем и эту категорию.  

Что касается статистики, то в мэрии согласны:  вычислить точное количество туристов, посетивших город, очень сложно. Проблема кроется в  отсутствии механизмов фиксации того, кто именно и сколько людей   приезжает в город.

"Львовский горсовет, а именно "Институт города" разработал собственную методику подсчета количества туристов, основанную  на данных о количестве  проживающих в гостиницах, загруженность койко-мест в гостиницах и тому подобное", – говориться в сообщении Департамента развития.

Также известно, что "Институт города"  занимается  анкетированием туристов, чтобы   определить их  профиль за показателями возраста, "географии", сроков пребывания и самых  популярные "точек"  посещения.   

Чем заняться туристу

Известно, что большинство  туристов приезжает во Львов на  религиозные и государственные праздники, когда город устраивает масштабные мероприятия с гастрономическими изощрениями.

Но, в большинстве случаев,  досуг  туристов   ограничивается посиделками в кафе  и пабах. Некоторые гастрономические  заведения  имеют большую известность, чем  музеи, выставки или театральные постановки.

articleimages_1445_p6070307

И.о. департамента развития  Москаленко  согласен, что  большинство туристов задерживается  во Львове не более, чем на три дня,  но 82% обещают вернуться снова, а 97%  рекомендуют посетить  город  своим друзьям и знакомым.

"Во  Львове проводится  более сотни  фестивалей: "Рождество во Львове", "Пасха во Львове", ""Флюгеры Львова", "Джаз без",  "Праздник Шоколада", "Праздник Пампуха",  "Золотой Лев",  Форум издателей, Ночь во Львове и т.д. Согласно Стратегии конкурентоспособности города, мы  следим, чтобы график мероприятий был составлен   равномерно, в течение всего года", – добавляет  Москаленко.

Также, по его словам,  во Львове работает  больше  тысячи заведений питания. Только в  центральной части города  – 290 кафе, баров, ресторанов и  более 40 сувенирных лавок

"Европейские города, тот же  Краков, расширяют  свой туристический ассортимент  выездами  за  город:   на  соляные  копи "Величка"  или в музей в  Освенциме. Информационные службы пакетами раздают  программы, в списке которых – загородные прогулки. Такой подход позволяет задержать туриста у себя немного дольше,  но он должен толком  знать, что и где посетить", – говорит Зинько. 

По словам специалиста, важно, чтобы промоцией Львова и области, как центров туризма,  занимались не только информационные центры города, но и частные турфирмы, туристические клубы, а также маркетинговые агентства.

Как все-таки превратить Львов в символ европейского  туризма

Вопреки тому, что Львов давно прослыл  Меккой туризма, город  не до конца использует весь ресурс. 

"Мы еще не освоили  нишу делового туризма – тут необходимы   вместительные  конференц-залы.  Например,  Дворец  искусств, что  на ул. Н. Коперника,  слишком тесен для проведения  ежегодного Книжного Форума, – заявляет научный сотрудник Зинько.

Еще одна проблема – огромная концентрация туристов исключительно   в центре города. "В  том же Кракове", – продолжает эксперт: "туристам предлагается посетить не только близкие к центру, но  и отдаленные места, как например, еврейский квартал Казимежа, санктуарии, а также торговые  и бизнес- центры".

По мнению научного сотрудника, при наличии современного  стадиона мы не развиваем спортивный туризм. "С недавних пор стадион "Арена-Львов" начал немного зарабатывать, но событий, подобных   "Евро 2012", во  Львове пока  не предвидится.  Кроме этого, вокруг стадиона можно бы  создать, к примеру, центр отдыха и развлечений", – рассуждает Зинько. 

img_3294  Фото: arenalviv.com.ua

Также, благодаря сети международных трасс, вокруг Львова мог бы   развиваться  транзитный туризм, когда  авто-путешественники сходят с маршрута посещают  "аттракции" пригородной зоны.

Это же касается  вопросов  развития  экологического  туризма и культурно-исторических парков: в городе  функционирует    только один тематический парк  – "Шевченковский гай", а  в Киеве или Кракове их целый список.

"Сейчас  почти все столицы Европы  вкладывают деньги  в рекламу и формирование свого туристического имиджа,  чтобы  лучше себя  показать и продать. В то же время во Львове не до конца определён набор имиджевых "туристических продуктов", который можно рекламировать на международных туристических рынках.  В этих продуктах важно объединить предложения и услуги, рассчитанные на разные категории туристов", – говорит Зинько.

Вывод напрашивается самостоятельно:  у нас нет  хорошо разработанной стратегии по развитию туризма на длительное время.  "К примеру, чтобы  вернуть традиционных польских туристов, нужно  развивать  программы сотрудничества в религиозной и   научной и сфере и сфере образования", – утверждает Зинько

Также важно, чтобы к разработке программных документов допускались специалисты от туристического бизнеса, общественных организаций, научных и культурных деятелей.

На вопрос о стратегических планах местных  властей относительно туристической индустрии,  Андрей Москаленко ответил, что "Комплексная стратегия развития Львова 2012-2025гг" (КСР), которую разработали  четыре года назад,  выделяет приоритетными   сферы туризма и ИТ-бизнес-услуг.  "Кроме этого, Управление туризма,  совместно с туристическим кластером города, привлекая международных экспертов, разработали Стратегию развития туризма во Львове до  2020г., которая сейчас проходит этапы обсуждения в различных целевых группах  и до конца этого года будет утверждена", – добавил Москаленко.

Внешний вид города желает лучшего

Даже невооруженным глазом видно, что много зданий во Львове требуют  реставрации: совсем недавно в центре  во время грозы посыпался  балкон, и таких примеров – масса. По состоянию на март, в горсовет  насчитал во Львове  26 аварийных домов, и только 16 из них – подлежали ремонту.

"Человека должны восхищать посещаемые места, поэтому  некоторые зоны, особенно  в центре,  надо сделать заповедными. Вместо  того в старинном  здании провести  реконструкцию, мы отдаем его  коммерческим структурам. Таким образом, часть домов   должны иметь статус "неприкасаемых", чтобы сохраниться для потомков. Многие памятно-охраняющие организации поддерживали идею по созданию архитектурного заповедника с национальным статусом", – заявляет Зинько.

.jpg_54

Фото: Соцсети

В ведомстве А. Москаленка  на вопрос,  сколько зданий в исторической части города передано под коммерческие объекты,  сообщили, что информация  требует дополнительной обработки,  и будет отправлена позже, но мы до сих пор ее не получили.

Еще одно – проблема доступа к туристической столице, а именно, с Тернопольского и Волынского направления. Вспомнить только дорогу из Червонограда во Львов.  А недавно украинский  навигационный сервис navizor.com составил рейтинг худших дорог по областям Украины -  Львовская область  занимает в нем почетное второе место – 45.36%  дорог в критическом состоянии.

В то же время, по информации горсовета, 19% туристов едут во Львов автобусами, а 12% – на автомобиле, остальные поездами и самолетами. Кроме этого, согласно  исследованиям, одними из самых раздражительных факторов во Львове являются  дороги, общественный транспорт, парковки  на тротуарах,  и  обветшалые улицы и здания.

"В европейской практике,  туристический город должен быть  красивым  и с парадной стороны,   и на задворках: лавочки, туалеты, остановки. Также важен отдых и самих львовян  – в зеленых зонах и на водных объектах. Но в отличие от образцового  центра, другие районы требуют много работы и вложений", – добавляет Зинько.  

Цена вопроса

В прошлом, 2014 г., на мероприятия по развитию туристической отрасли Львова, власти выделили  1млн. 520 тыс. гривен. Из них,  1млн. 165 тыс. ушли на финансовую поддержку ЛКНП "Центр развития туризма Львова".

Как уточняют сотрудники мэрии, "мероприятия"  – это  участие в отечественных и международных туристических выставках, форумах, деловых встречах, а также   реализация совместных международных программ и проектов, сотрудничество с международными организациями и обмен  опытом.

В 2015 году на проведение тех же  мероприятия планируется  потратить 1790 000 грн. Из них  – 1 264 800 грн. уйдет  на  финансовую  поддержку ЛКНП "Центр развития туризма. Львова".

Как не прискорбно, но отдельного списка объектов как туристических  у горсовета нет. Без ответа остался  наш вопрос о конкретных суммах, выделенных властями  на рекламу, ремонты и обустройство города.

Мы узнали, сколько заработал город

2011 год – 926,4 тыс. грн.,
2012 год – 1 319,9 тыс. грн.,
2013 год – 1 364,5 тыс. грн.,
2014 – 1 226,8 тыс. грн.

"Ориентировочный доход туристического бизнеса города Львова, рассчитанный  на основе анализа данных социологических опросов и маркетинговых исследований  -  331 млн. евро", – сообщает Москаленко.

Напомним, в 2013 году львовский горсовет составил портрет потенциального туриста – "молодой европеец", недовольный дорогами, парковками и обветшалыми зданиями.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...