В одесском аэропорту началось строительство нового пассажирского терминала. В пятницу чиновники торжественно перерезали красную ленточку на месте будущего сооружения и попозировали перед объективами с лопатами — инвентарь обещают сохранить для музея аэропорта. Строительство терминала и сопутствующей инфраструктуры планируется завершить через полтора года. Срок сдачи объекта первой очереди — конец 2013 года.
В дирекции ООО "Международный аэропорт Одесса", занимающегося реконструкцией объекта, говорят, что уже получили необходимую документацию. "У нас есть разрешение ГАСКа Одесской области на начало подготовительных работ на строительной площадке. Специалисты приступили к подготовке участка", — сообщил журналистам исполнительный директор ООО Сергей Гомболевский.
По словам директора этой же компании Алексея Кочанова, бизнес-план проекта и оценку технической концепции выполнила австрийская фирма Airport Conculting Vienna, а проектировку — испанская компании Ineco и государственный НИИ гражданской авиации "Украэропроект". Подрядчиком работ выступит одесское ООО "Проджекти-Ка", которое, как и заказчик ООО "МА Одесса", по информации СМИ, имеет непосредственное отношение к одесскому бизнесмену, совладельцу "Финбанка" Борису Кауфману. Как говорят в аэропорту, раскошелился на терминал сам инвестор (без участия средств из городской казны). В уставной фонд занимающейся реконструкцией компании, на котором изначально была 1 тыс. грн, он внес 360 млн грн ($45 млн), говорит Кочанов.
Будущий терминал. Здание, по задумке архитекторов, должно напоминать море и крыло чайки. Фото: "Думская"
В пресс-службе аэропорта нам подтвердили, что это не привлеченные, а собственные средства. Их направят на возведение терминала, который позволит увеличить пассажиропоток в 2,5 раза. "В новом терминале обещают установить 16 стоек регистрации, киоски автоматической регистрации на рейс, лифты, эскалаторы и систему автоматического розыска багажа. Количество выходов к внутренним автобусам увеличат с двух до пяти, а число дополнительных мест на парковке возрастет на 800", — расписывают преимущества проекта в пресс-службе аэропорта.
В числе прочих "ноу-хау" одесский аэропорт оснастят телескопическими трапами, по которым пассажиры смогут подниматься на борт самолета прямо из здания, не выходя наружу. Впрочем, пока все эти планы носят скорее декларативный характер — рабочий проект и смета еще не готовы. В пресс-службе аэропорта говорят, что общая стоимость строительства может составить от $45 до $60 млн. При этом от удлинения взлетки, которое тоже должно было войти в первую очередь строительства, совладелец аэропорта вновь открестился.
"Поскольку взлетная полоса находится в собственности города, инвестор не будет делать ее за свой счет. Эта часть работ остается за городом", — говорит пресс-секретарь аэропорта Мария Попович. При таком развитии событий город понесет огромный ущерб, полагают экономисты. "Реконструкция взлетной полосы в разы дороже строительства нового терминала. Точно так же — ситуация с содержанием и обслуживанием этих объектов. Прибыли техсооружения аэропорта, в отличие от инфраструктуры, не приносят. Получается, что в итоге на горбюджет лягут основные расходы по содержанию предприятия, а вся прибыль будет уходить в частные руки. В данном случае мэрия и инвестор "хлопают в одни ладоши" — исключительно в пользу последнего. Для одесситов это невыгодно", — заявлял нам ранее экономист Николай Шутов.
Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос о финансировании дорогостоящей реконструкции взлетки, без которой остальные попытки вывести аэропорт на более высокий уровень могут потерпеть фиаско. К слову, эту часть работ мэрия и частник футболят друг на друга уже почти год. Недавно мэр заявил, что город не станет одалживать деньги компании. "Для ремонта взлетной полосы частная компания будет создавать консорциум инвесторов", — пообещал Алексей Костусев. Но фирма отказывается. Вопрос, кто же все-таки будет строить взлетку, снова завис в воздухе.
Что касается нового аэровокзала, то он, как говорят в руководстве предприятия, будет втрое больше нынешнего. Предполагаемая площадь застройки — 26 тыс. кв. м. Корпус собираются возводить справа от современного вокзала, на месте разбитого в 60-е годы и ныне заброшенного фруктового сада. По словам руководства транспортного комплекса, инвестор компенсирует городу только стоимость зеленых насаждений. За 2,6 га, на которых частники разместят терминал, казна получит всего 700 тыс. грн, в то время как, по оценкам аналитиков, рыночная цена такого участка земли может составлять от 8 до 10 млн грн.
"Сегодня стоимость одной сотки в этом районе, в зависимости от целевого назначения земли, может колебаться в пределах $4—5 тыс., а до кризиса доходила до $10 тыс.", — сказал нам эксперт по недвижимости Степан Долгополый.