Следователь УГРО: "Иногда мне мешают мои доброта и мягкость"
Подполковник милиции Ирина Мазурова работает в органах 17 лет, шесть из которых связаны с уголовным розыском. Задержание чеченского авторитета Омара Бекаева, которого искала вся Россия, арест бандита Виталия Пырха, терроризировавшего в 90-х предпринимателей Армянска, громкое дело с задержанием Александра Меркулова — гражданского мужа Татьяны Овсиенко, которого обвиняют в заказном убийстве, — на счету этой привлекательной женщины не одно раскрытое резонансное преступление.
Сейчас Ирина Анатольевна занимает должность начальника отдела уголовного розыска ГУМВД в АРК, однако, по ее словам, она не собиралась связывать жизнь с милицией: закончила Бердянский государственный педагогический институт по специальности "психология", после учебы вернулась в Крым, но с карьерой преподавателя не сложилось. "Пришла в отдел кадров МВД, где очень обрадовались, что женщина хочет служить в органах, — вспоминает Ирина Мазурова. — Проработав 11 лет, в 2005 году я получила должность оперуполномоченного в уголовном розыске. Конечно, было страшно, ведь я привыкла к совсем другой работе. Если бы меня не окружали профессионалы, наверное, ничего бы не получилось".
По словам подполковника милиции, она себя не представляет на другой работе, хотя ее должность и считается не совсем женской: "Мне помогает образование психолога. Даже к злодеям и убийцам получается относиться по-человечески. Часто, когда задержанные видят меня, они реагируют иначе, чем на мужчин. Женщина есть женщина. Но иногда мне мои доброта и мягкость мешают. На работе я — "железная леди", а что касается личного, то могла бы быть построже. Кстати, моя 12-летняя дочь Настя твердо уверена в выборе профессии — будет работать в милиции. А я ей напоминаю героиню "Глухаря" Ирину Зимину (начальник следственного отдела МВД в российском сериале. — Авт)".
Водитель троллейбуса: "30 лет без ЧП"
Валентина Литвинчук три десятка лет назад выбрала одну из самых экзотичных для женщины профессий — водитель троллейбуса. "Первые шесть лет управляла "рогатыми" в Костроме, где жила в то время, а в 1987 году переехала на полуостров и стала колесить по Симферополю. Работала на разных маршрутах: и городских, и пригородных, и междугородных. Но больше всего люблю улицы крымской столицы, — рассказывает милая женщина, которая в свои 50 лет выглядит на 40. — Мой муж — тоже водитель, правда, сейчас ездит на маршрутке. Познакомились мы, когда я работала в первом троллейбусном парке, а он — в о втором".
По словам Валентины Литвинчук, ее профессия — уникальна, ведь, пока работаешь на маршруте, можешь проследить за жизнью пассажира: вначале он — школьник, затем — студент, оглянуться не успеваешь — уже везет ребенка в детсад. В КРПП "Крымтроллейбус" наша героиня — пример для подражания, а ее фото висит на доске почета, ведь за все время работы на счету Валентины — ни одного ЧП.
Мастер высшего пилотажа: "Рисую в небе акварели"
Сложно поверить, что эта улыбчивая и хрупкая женщина — мастер высшего пилотажа, многократный призер международных соревнований, член единственной в мире женской пилотажной группы "Патруль Траншатт" (Франция). Еще во втором классе Людмила Зеленина написала в школьном сочинении, что хочет стать летчицей. А когда училась на третьем курсе физического факультета, пришла в Симферопольский авиаспортклуб и впервые подняла самолет в небо. "Нет никакой разницы между упражнениями для мужчин и женщин, и они очень тяжелые, — признается Людмила Яковлевна. — Нагрузки достигают +10-12 (на летчика наваливается груз, который превышает его вес в 10—12 раз) и -10 (когда человека выталкивает с такой же силой). Чтобы вам было понятнее, на заре авиации перегрузка -3 считалась смертельной. Когда нашу летчицу-космонавта Светлану Савицкую спросили, когда ей было тяжелее: в космосе или будучи спортсменкой по авиаспорту сборной СССР, она ответила, что высший пилотаж сложнее".
Крымская летчица уверена, что женщины летают ничуть не хуже мужчин, просто дам в авиации меньше: "Конечно, не всем мужчинам нравится, что мы тоже летаем. Да и ребята, которые попадали ко мне в группу, поначалу были в шоке, что учить их будет женщина, но потом говорили, что они — в лучшей группе. Я выпускала в воздух ребят, только если была на 100% уверена, что они готовы. Зато потом пилот воспринимает самолет как продолжение своего тела. Ты уже не просто летаешь, а рисуешь в небе. Я этот рисунок называю акварелью на ветру. Его никогда не повторишь, ведь манера зависит от твоего состояния души, того, что ты делал перед этим на земле".
Штамповщица: "Нашла мужа-повара на заводе"
Впервые Татьяна Чуйкина пришла на "Фиолент" 25 января 1985 года. Тогда, после школы, она 3 месяца отучилась на курсах, сразу получила работу и вот уже 27 лет штампует детали для электроинструментов. Свое счастье она нашла здесь же — муж работал поваром в столовой. Молодой семье дали комнату в общежитии, у них родились две дочери.
Сейчас Татьяна Степановна уже не только штамповик, но и звеньевая: смотрит за качеством, отчитывается, сколько металла использовали, сколько деталей сделали. Помимо работы, у Татьяны много общественных поручений. Она, как человек старой закалки, не знает слова "нет", с интересом разбирается в новых технологиях, вносит свои предложения по экономии материала: как по-другому раскроить, как использовать отходы. "Я на заводе давно, и очень этим довольна. Конечно, устаю, но каждое утро с радостью иду на работу, — рассказывает "укротительница металла". — К тому же мне очень нравится, что у нас все работают слаженно, вместе следят за порядком. Здесь сохранились лучшие советские правила".
Кстати, на "Фиоленте" работает немало женщин, в том числе одна из дочерей Татьяны Степановны. А их планы отметить 8 Марта совместным походом в театр полностью развеивают миф о том, что рабочий класс далек от культуры.
Тюремный командир: "Нужно всегда выглядеть "с иголочки"
Руководителем исправительного учреждения Ольга Каракай не представляла себя ни в детских мечтах, ни даже во взрослой жизни. Она училась на экономиста, но после окончания института по распределению попала в "почтовый ящик" — так тогда назывались секретные и военные учреждения. Ольга оказалась в тюрьме — не заключенной, а бухгалтером. "Сначала думала, что это — на время, но потом затянуло. Держали не звезды на погонах, а данные обещания. Семья с профессией примирилась. Здесь я — начальник, но дома — не командир", — признается начальник женской колонии №74, полковник внутренней службы Ольга Каракай.
Чтобы попасть на службу, ей ежедневно приходилось проходить несколько проверок и железных дверей. Зато за колючей проволокой все работало надежно, как отлаженный механизм. "Стремление к чистоте и порядку заложено в женской природе. Это для нас — своеобразный синоним слова "устав", которое мы, если честно, употребляем только при работе с документами. Но, думаю, что по трудовой дисциплине и организованности мужчины с нами не сравнятся", — говорит Ольга.
Руководящая должность не успела наложить отпечаток на характер, но заставила строже относиться к себе, рассказывает Ольга Николаевна: "Женщина привносит свое даже в грубую, мужскую профессию. Нужно всегда выглядеть с иголочки, быть ухоженной, привлекательной, чтобы с тебя брали пример. Поэтому я и от своих подчиненных требую показывать осужденным только позитивную "картинку", вежливо общаться. У нас прослеживается закономерность: чем дольше женщина сидит, тем тщательнее следит за собой". Равняться есть на кого: коллектив ИТК почти на 85% — женщины, а в социально-психологической службе — на все 100%. Кто же лучше них самих разберется в нелегкой женское судьбе.
Майор: ловила банду "бухгалтера"
За плечами 34-летней одесситки Марины Гарбузовой — 16 лет работы в милиции. Сейчас майор Гарбузова трудится в убойном отделе — следственном отделе облУВД. "Когда я еще училась, мой папа попросил знакомого устроить меня на практику в такое место, где у меня отобьют желание работать в органах. И я попала в прокуратуру. Как видите, план папы не сработал", — смеется одесситка. Сегодня в жизни Марины Геннадиевны все, как в сериале "Менты", — расследования, напряженный график и отсутствие отпусков. За 16 лет, например, так ни одного и не было. "Но я по этому поводу не переживаю, так как безумно обожаю свою работу", — откровенничает Марина.
Бывает, майор держит человека на допросе по 8—9 часов подряд. Но разговорить преступника, признается Гарбузова, проще в личной беседе за чашечкой кофе: "Когда есть время, читаю книги по психологии, но больше всего меня научила личная практика". Именно Гарбузова — та самая следователь, которая вела резонансное дело по убийству бизнесмена Коробчинского и участвовала в мероприятиях по задержанию банды криминального авторитета Мариянчука ("Бухгалтера"). Милицейский опыт не раз раз спасал женщину в обычной жизни. Однажды ей удалось спугнуть вора, который пытался стащить у нее сумочку. "А я ему говорю, мол, ты наверное, капитана милиции еще не грабил. Он растерялся и убежал", — вспоминает Марина Геннадиевна. Так что поздравляют нашу собеседницу не только 8 марта, но и в День защитников Отечества — 23 февраля.
Технолог: в Афгане проверяла горючее в боевых самолетах
63-летняя одесситка Надежда Лисейко хотя и не носит погонов, зато прошла боевое крещение на войне. В 1980-м ее мужа призвали служить в Афганистане, а она как заботливая жена отказалась отпускать супруга одного. "Я попросилась, и меня взяли технологом. Я проверяла качество горючего в боевых самолетах перед вылетом. Дома остался 6-летний сын, на которого оформила опекунство моя сестра", — вспоминает Надежда Иосифовна. В горячей точке одесситка пробыла чуть меньше года, но наглядеться страстей успела на всю жизнь: "Я думала, там будет романтика, но за все время мы ни разу и не улыбнулись. Жили в военном городке в Кабуле в одной палатке с солдатами. Каждое утро они уходили в бой, а возвращалось их уже меньше". На родине женщина родила еще двух сыновей и получила 3 медали за участие в боевых действиях.
Инспектор ГАИ: "Без каблуков не хожу"
Майор Алла Марченко, которая уже не один год трудится в пресс-службе городской автоинспекции, начинала свою карьеру как инспектор ГАИ. Именно Алла была одной из тех 20-ти девушек в горГАИ, кто во второй половине 1990-х регулировал дорожное движение на улицах Одессы. "Да... Было дело. Каждое утро с 7 до 9 я регулировала движение, а потом выявляла нарушения ПДД в центре города, — вспоминает правоохранитель. — Были, конечно, случаи, когда водители пытались познакомиться, пригласить на свидание, другие каждое утро здоровались и привозили нам что-то поесть. Сейчас приятно об этом вспоминать, но работа тогда была очень тяжелой и сложной".
В 2001 году женский взвод расформировали по кабинетным должностям, и с тех пор регулировщиками трудится исключительно сильный пол. Форму инспектора Марченко снимает только в выходные дни. Деловой костюм, сшитый, к слову, на заказ, одесситка дополняет высокими каблуками и макияжем.
"А сегодня я, например, в платье — в праздник можно, — улыбается Алла. — А вообще к нам, женщинам, на работе очень бережно относятся, опасные задания не поручают. Так что я привыкла и не чувствую, что занимаюсь мужской работой".
*Фото из личных архивов героинь