Если измерять уровень загрязненности по валовым выбросам, то Одесса не войдет даже в первую двадцатку. Об этом рассказала заместитель начальника горуправления экологической безопасности Валентина Дацюк.
По данным исследований состояния загрязнения атмосферного воздуха в рейтинге наиболее грязных Одесса заняла почетное место в первой десятке. Однако чиновники из управления экологической безопасности Одессы успокаивают: оценка городу была дана некорректно и необъективно.
"Данные, которые приведены в прессе, ссылаются на так называемый индекс загрязнения. Это обобщенный показатель уровня загрязнения воздуха, – говорит заместитель начальника Валентина Дацюк. – Вместе с тем есть еще такой показатель, как валовый выброс загрязняющих веществ, который определяется в тоннах, килограммах. Именно этот показатель является наиболее объективным. И если рассматривать загрязнение городов по валовым выбросам, Одесса не войдет даже в первую двадцатку". Что касается индекса загрязнения, то его расчет происходит по особой формуле: из общего объема валовых выбросов принимаются первые пять компонентов с наиболее высоким по объему показателем, в результате чего получают единицу загрязнения. Все эти компоненты в зависимости от степени своей вредности имеют определенный коэффициент. Так, например, пыль и сажа — это вредные вещества с высоким коэффициентом, который все же значительно ниже коэффициента формальдегида. А индекс загрязнения в нашем городе обусловлен именно содержанием формальдегида — канцерогенное вещество производное от бензина, автозаправочных станций и трения колес об асфальт. "Но поскольку валовый объем выбросов промышленных предприятий в других городах Украины гораздо выше одесского, то формальдегид у них уходит уже на седьмую, восьмую и девятую позицию и при расчете индекса в формулу формальдегид не попадает, – продолжает чиновник. – Вот если допустим один из пяти компонентов убрать по всем городам и включить формальдегид, картина резко изменится и мы уйдем на одну из последних позиций. Потому что автомобильный парк города Одессы не больше всех остальных городов — и Киева, и Донецка, и Запорожья. Ведь проблема автотранспорта на сегодня — это проблема не только Одессы и даже Украины – это глобальная проблема".
По словам Валентины Николаевны следует принять во внимание также и то, как именно происходит замер показателей в нашем городе. Территория Одессы условно делится на две части в процентном соотношении 25:75, где 25 % — это земли промышленного назначения, 75 % — зоны рекреационно-селективного (прибрежная полоса, территории санаториев, жилые массивы — те районы, где нет производства и серьезных транспортных развязок). При этом из восьми постов, которые функционируют в городе, на основании которых МЧС дает те или иные показатели, 7 постов находится в промышленной зоне, и только один пост в рекреационной. Таким образом по промышленной территории (25%) показатель индекса загрязнения достигает 19 — 21 единицы, по рекреационно-селективной (75%) — 4 единицы. Отметим, что средний показатель по Украине — 15-17 единиц.
Вопрос объективности самого индекса около пяти лет назад рассматривался на коллегии министерства экологии, утверждает В. Дацюк. На коллегии единогласно сошлись во мнении, что показатель индекса не вполне корректен, а потому от него либо стоит отказаться, либо изменить формулу расчета, в которую следует отбирать вещества не по объему, а по их канцерогенности. "Что бы сделала я, будь я работником министерства — я бы взяла четыре основных компонента, которые встречаются везде, в каждом городе, и один очень специфичный, который характерен только для одного города и больше ни для каких других, – предлагает свой вариант Валентина Николаевна. – Вот тогда мы с вами получим объективною картину того, что есть на самом деле, если мы хотим упростить момент и, опираясь на одну цифру, давать характеристику городу. Сама по себе эта формула и этот показатель конечно хорош, но если бы он рассчитывался корректно. А то, что есть на сегодняшний день — это необъективно и даже некорректно, и делать из этого ужас и поднимать такой шум категорически нельзя". По состоянию атмосферного воздуха нам конечно же тяжело конкурировать с Ялтой, утверждает чиновник, ведь там нет ни одного серьезного завода, и нет такого засилья транспорта, как у нас. В то же время, сравнивать Одессу с Донецком или Кривым Рогом тоже нельзя. "Одесса – особенный город на Украине: мы и курорт, и транспортный узел, и промышленный город. И до сих пор никто не может определится, что же мы на самом деле", – говорит Валентина Дацюк.
Однако говорить о том, что Одесса не имеет экологических проблем тоже нельзя. Чиновник отмечает серьезную проблему с автотранспортом. Причем эту проблему практически невозможно решить на местном уровне, так как это не предусмотрено Законом Украины. "Сказать, что этот вопрос не решается никак – нельзя, потому что еще в 2004 году было утверждено постановление кабинета Министров, направленное на снижение выбросов от автомобильного транспорта, – рассказывает Валентина Николаевна. – В этом постановлении поручение было дано всем: и министерству экологии, и министерству машиностроительной промышленности, чтобы уже изначально при выпуске автомобиля были предусмотрены какие-то механизмы, какие-то моменты, снижающие выбросы. И поручение госстандарту о повышении контроля за качеством топлива. Но постановление вышло, мы ждем каких-то директивных постановлений от этих министерств, потому что им дано было поручение разработать мероприятия и потом уже эти мероприятия спускаются на уровень местных властей, и мы их реализуем, а этого нет. Придумать самим, принять это на уровне городского совета решением, мы превышаем свои полномочия, потому что это не предусмотрено законом, мы можем сделать все, что позволяет нам сделать закон, не выходя за рамки". На местном уровне сейчас ведется расширение дорого. С точки зрения экологии — это очень хорошо, так как уменьшение пробок повлечет уменьшение выбросов. Специалисты посчитали, что на холостом ходу автомобиль выбрасывает на 40 % больше вредных веществ, нежели при нормальной езде со средней скоростью 60 км. Но увеличить улицу, не снеся при этом деревья, невозможно. В этом чиновник видит проблему иного рода: "Мы уже устали объяснять людям, что это явление временное и вместо вырубленных деревьев будут посажены новые, причем не маленькие саженцы, а деревья 3-5 лет. Нужно потерпеть пять лет и мы будем иметь и большие деревья, и очищенный воздух и вместе с тем отсутствие пробок". Пока же одесситам остается лишь ждать, когда на государственном уровне решится вопрос с автотранспортом и производимым им формальдегидом.