Уголки Азии в Одессе: победители США, китайский тенор и мафия "мэйд ин Чина"

У одесских вьетов – свой квартал и ячейка компартии, а китайцы покоряют Оперный и платят дань "триадам"

Еще каких-то лет двадцать назад их почти не замечали – так мало было у нас этих людей. Сейчас китайская и вьетнамская общины Одессы разрослись настолько, что играют значительную роль в экономической жизни региона. А если все сложится, и Поднебесная начнет строить свой промышленный комплекс из 16 заводов у Теплодара, то с последователями Мао придется считаться, пожалуй, и на политическом уровне... Многие их боятся, называют приток иммигрантов из КНР и СРВ "ползучей экспансией", многие, наоборот, приветствуют дружбу с выходцами из далекой Азии. "Сегодня" решила поближе познакомиться с одесскими китайцами и вьетнамцами.

"ДЕРЕВНЯ ЛОТОСА"

Реклама

Улица Грушевского, группа новостроек. На первых этажах – супермаркет, салон красоты, ресторан, какие-то офисы. Вроде бы ничего необычного. Однако если приглядеться, то понимаешь: необычно здесь все. Вывески заведений на непонятном языке, снующие туда-сюда люди со смуглыми лицами и раскосыми глазами...

В салоне красоты, кроме укладки и педикюра-маникюра, практикуется лечебный массаж дьен чам, а супермаркет набит рисом, вяленой свининой, экзотическими овощами, морепродуктами и напитками на основе корня женьшеня. В общем, уголок Ханоя на окраине Одессы – самый настоящий вьетнамский квартал.

Называется квартал "Ланг Сен", или по-русски – "Деревня Лотоса" (между прочим, в честь родного селения великого Хо Ши Мина). Построили его недавно – в 2009-м году. Пока весь комплекс состоит из двух домов, но в этом году началось строительство еще одного здания. Собравшись с духом, проходим через украшенные драконами ворота "деревни". Первое наблюдение – двор, вопреки расхожим представлениям о нечистоплотности вьетнамцев, выглядит аккуратным и даже уютным. Есть скамеечки, урны, газоны и даже небольшая площадка для бадминтона (а в подвале одного из домов, как нам рассказали – целый спортивный комплекс). Из окон доносятся аппетитные запахи жарящейся пищи, явно национальной.

Реклама

Много детей, причем в отличие от взрослых, большинство которых, несмотря на проведенные в Украине годы, так и остаются "твоя моя не понимай", маленькие вьетнамцы и вьетнамки говорят и ведут себя точно так же, как их украинские и русские сверстники. "Вот Ван даже вьетнамского почти не знает", – мальчишки кивают в сторону явно смущенного товарища. Оказывается, родители из-за постоянной занятости (значительная часть взрослого вьетнамского населения от зари до зари трудится на "Седьмом километре", хотя есть представители и других профессий, не связанных с торговлей профессий, например, программисты и врачи) стараются нанимать для своих чад нянек и гувернанток из местного населения. Кроме того, дети учатся в обычных украинских школах, окончив которые идут в украинские вузы. Во Вьетнам уезжают единицы.

Как результат, уже во втором поколении община в значительной степени ассимилирована. "Может, оно и к лучшему, жить им легче будет, чем нам, – говорит один из взрослых жителей квартала, предприниматель Хоан. – С другой стороны, наш народ всегда очень трепетно относился к своим традициям. А здесь, в Украине, они разрушаются. Скажем, по всем правилам, после еды младший член семьи должен подать старшему зубочистку, причем двумя руками. Так положено, это знак уважения. А мой сын мне заявил как-то, что не понимает, зачем такую маленькую вещь нужно двумя руками держать. Представляете?!"

Реклама

Фото А.Кречет

Иногда подобное размывание идентичности приводит к курьезным ситуациям. Как-то раз одна семья решила вернуться с детьми из Одессы в родной Хошимин. Через месяц украинской няне младшего ребенка звонит ее воспитанник: "Мама Надя, я не могу здесь жить! Здесь одни косоглазые, и они все по-непонятному болтают. А еще я борщ хочу!"

АЛТАРЬ ХО ШИ МИНА

Впрочем, совсем от корней одесские вьетнамцы пока еще не оторвались. Например, в квартире Хоана есть небольшой алтарь с рисунками, фото и статуэтками. Хотя формально большинство вьетнамцев или атеисты, или буддисты, или христиане, настоящая их религия – старое доброе язычество с примесями буддизма, даосизма и конфуцианства. У каждого природного явления, у растений и животных, каждой вещи, верят они, есть своя душа, дух. Каждая деревушка имеет собственных небесных покровителей. Особо почитаются предки – от почивших в бозе отцов или дедушек до основателей рода, живших в веке эдак XVI-м. "Сейчас особенно модно у нас стало составлять генеалогические древа, уходящие в глубину веков. Среди диаспоры это не получило распространения, а во Вьетнаме каждый второй уже знает, кем был его средневековый пращур. Я тоже знаю, но вот имени его я вам не назову – это табу", – улыбается Хоан.

Предкам и духам регулярно приносят дары, без этого не обходится ни одно важное начинание. Обычно в роли жертвоприношений выступают продукты питания (на новый год – особый пирог из клейкого риса, гороха и мяса), алкоголь и ксерокопии денег. Кстати, в пантеоне предков у каждого сознательного вьета наличествует и сам основатель социалистического Вьетнама Хо Ши Мин, "дядюшка Хо" ("дядюшка" – уважительное обращение к старшему). Ему тоже не забывают подносить дары!

Из праздников одесские вьетнамцы отмечают официозные День независимости (2 сентября) и День победы (над США, 30 апреля), – а также Тэт (лунный новый год) и детский Тэт Чунгхту (праздник середины осени). В последние годы набирает популярность и новый год по солнечному календарю (международный) – Тэт тэй. Правда, у одесских вьетнамцев праздничные торжества проходят без обычного у них на родине размаха, а на Тэт они стараются и вовсе уехать во Вьетнам, поклониться могилам предков.

Одесская вьетнамка наряжает ветки персика в лунный новый год. Фото из архива общины

"Мы люди скромные и не хотим лишний раз напоминать о себе, – говорит бывший руководитель общины, хирург Нгуен Ван Хань. – А то ведь всякое бывает. Помню, вызвали меня на конфликт в одном из общежитий, где жили только приехавшие в Украину наши. Они решили приготовить себе ужин – забить козла. Купили его, привязали во дворе к колышку и начали, как делают во Вьетнаме, гонять, избивая палкой. Считается, что если убить козла, когда он совсем обессилел, мясо будет вкуснее. Но соседи вызвали милицию – мол, жестокое обращение с животным, тем более, что орал тот козлик страшно. И были, вне всякого сомнения, правы, ведь со своим уставом, как вы говорите, в чужой монастырь не приходят. Пришлось мне разруливать ситуацию, извиняясь перед украинцами и объясняя вьетнамцам, что так делать нельзя".

ДОКТОР ХАНЬ: УЧИЛ РУССКИЙ ПО ПУШКИНУ И ЕСЕНИНУ

Как уже отмечалось, далеко не все вьетнамцы торгуют на "Седьмом". Уроженец северной провинции Тханьхоа Нгуен Ван Хань, к примеру, трудится заведующим хирургическим отделением в областном противотуберкулезном диспансере. Он – заслуженный врач Украины!

Медик. В Украине – с 1978-го, но гражданство получил недавно. Фото О.Константинова

Доктору Хань 50 лет. Окончив школу, поступил в Ханойский мединститут, где в 1978-м году его отобрали для обучения в Советском Союзе. "Тогда никого не спрашивали. Вызывали к ректору, где объявляли – ты поедешь за границу. Мне выпала честь попасть в Одессу", – вспоминает хирург.

После голодающего послевоенного Вьетнама СССР показался ему раем земным, хотя были и моменты разочарования: "Мы же думали, что у вас, у линсо (советских людей, – Авт.), уже коммунизм наступил, а в нашей комнате в общежитии было окно разбитое, стоял собачий холод. Это как-то не вязалось с нашими иллюзиями о всеобщем благоденствии. Но потом мы поняли, что главное ваше богатство – люди, доброжелательные и честные".

Доктор Хань прекрасно говорит по-русски, практически без акцента, знает многие, обычно непонятные для иностранцев идиомы: "Я еще во Вьетнаме увлекся русской литературой, читал ее в переводе, особенно полюбил Пушкина и Есенина. Потом, когда попал в Союз и уже учил русский, мне было проще, чем другим: я просто перечитывал на русском вашу классику, уже зная ее содержание".

Диплом Одесского медина он получил в 1985-м году, потом женился на украинке Елене и принял судьбоносное решение остаться. Даже 1991-й год и его последствия не заставили медика бросить все и вернуться. "Мы, вьетнамцы, верные люди. Украина – моя вторая родина. А разве родину бросают, когда ей трудно? Вот только гражданство мне досталось очень непросто, совсем недавно его получил", – говорит Нгуен Хань.

СОЛДАТЫ ТРЕХ ВОЙН

Основная масса одесских вьетов приехала сюда еще в советское время, по договору между Москвой и Ханоем. И были это в основном только-только демобилизованные вояки, прошедшие Крым, рым и медные трубы. Союзу нужна была дешевая рабочая сила, а Вьетнаму кровь из носу требовалось куда-то деть уволенных из армии здоровых мужиков, чтобы чего не натворили. У нас приезжие трудились на джутовой фабрике, а после развала страны и смерти завода – подались на "Седьмой". Но при этом сохранили выправку и закалку, полученную в трех войнах – с американцами, китайцами и красными кхмерами (последняя бойня, по их словам, была самой страшной – эдакий, простите за каламбур, вьетнамский Вьетнам).

Рассказывают, когда в лихие 90-е в Одессе появилась банда, убивавшая наживы ради вьетнамцев, бывшие солдаты Народной армии и бойцы Вьетконга решили создать отряды самообороны, но руководство общины их вовремя отговорило.

"Я всю войну с янки прожил под землей, в туннелях Ку Чи, это часть "тропы Хо Ши Мина", – вспоминает один из ветеранов. – Мы часто делали вылазки, убивали оккупантов, потом скрывались под землей. А они попасть к нам не могли, потому что входы были очень узкими, рассчитанными на вьетнамца, а не на жирного американского солдата".

"А я воевал на севере с китайцами, это в 1978-м было, – говорит второй старый солдат. – Без вас, без Советского Союза, который пригрозил Пекину, мы бы не справились. Помню, как они волнами на нас шли. Мы одну из пулемета расстреливаем, а за ней вторая, третья, четвертая..."

Именно военные составляют костяк одесской ячейки Компартии Вьетнама – весьма консервативной даже по вьетнамским меркам. "Приезжают функционеры оттуда, удивляются, как истово у нас соблюдается ритуалика, как верят вроде бы старым идеям и заветам. Здесь в партию даже молодых принимают регулярно, хотя во Вьетнаме это не очень модно", – поделился с "Сегодня" пожелавший остаться неназванным член КПВ.

Партсобрание в Одессе. Фото из архива вьетнамской общины

Кстати, по его словам, в Одессе о политике партии и правительства можно говорить все, что душа пожелает. Даже анекдоты травить о генсеке. Но вот во Вьетнам любителям почесать языки лучше не возвращаться – примут под белы ручки прямо в аэропорту...

КИТАЙЦЫ: ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ БОРЩА И БОЯТСЯ МИЛИЦИИ

У китайской диаспоры своего квартала нет – менее архаичные в быту, чем вчерашние крестьяне-вьетнамцы, они не стремятся к компактному проживанию. В студенческих общежитиях есть целые этажи, заселенные гражданами КНР, но, окончив вузы, китайцы разбегаются, не создавая анклавов.

Мы побывали в гостях у одного из таких новообращенных одесситов. Дипломированный химик Ван Ли вот уже 10 лет как гражданин Украины. Работает поваром в китайском ресторане.

Квартира Ли обставлена в "традиционном" стиле. Ни одной вещи, созданной за пределами Китая – даже компьютер китайский. Повсюду пленочные иероглифы, "узелки", красные фонарики и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. В жилище кристальная чистота: убираются здесь минимум раз в день. Обутыми в комнаты заходить не принято. Все вещи лежат на своих местах.

Ли рассказывает: приехав в Украину, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке: "Был сентябрь, дождь лил, я ехал в маршрутке, которую насквозь продувало ветром. Думал, что попал в ад. Но потом распробовал Одессу, и она показалась мне весьма комфортной. Мало людей, правила дорожного движения соблюдаются, есть магазины, где можно все-все купить".

Адаптации помогли соседи по общаге, которые ввели Ли, так сказать, в курс дела: что можно, а что нельзя в нашей непростой для иностранца страны. "А знакомство с ребятами завязалось просто, – вспоминает наш собеседник. – Они меня напоили, а потом решили обучить игре в преферанс. Я за два дня усвоил правила, а через неделю "раздел" все общежитие. Зауважали".

К чему он так и не смог привыкнуть – к славянской пище: "Студентом я готовил у себя в комнате – такое отвращение вызывала кухня в общаге. Да и вообще, ваши блюда – не для китайцев. Слишком жирно, тяжело, желудок потом болит. Впрочем, кое-что нравится – соленые огурцы, например".

Как и все китайцы, Ван Ли крайне сентиментален: обожает "мыльные оперы", даже плачет иногда, посмотрев очередную серию. Каждое утро выгуливает миниатюрного пекинеса Тао. Из музыки любит европейский рок, но… в китайском переводе: "Нас называют главными плагиаторами планеты, и это правда. Вот даже "Биттлз" есть в исполнении наших певцов. Мне нравится, хотя оригиналы тоже слушаю". Политикой он не интересуется, зато регулярно посещает церковь. Да, Ли – христианин, хотя не православный, а баптист. "В Одессе многие китайцы принимают христианство протестантского толка. Не знаю почему так, но сейчас, наверное, процентов 30-40 членов общины – крещеные", – утверждает Ли.

В Украине его устраивает почти все, кроме, как мы говорили, кухни и, что неудивительно, милиции и чиновников: "В Китае полицейский – это твой первый друг на улице. К нему можно подойти, спросить совета, обратиться за помощью. Он вежлив и корректен. Украинский милиционер, завидев китайца или вьетнамца, тут же требует документы, хамит и забирает в отделение, чтобы там вымогать взятку. Коррупция – это вообще бич украинского общества".

НА СЕДЬМОМ КИЛОМЕТРЕ: ЕДЯТ РАПС И ПЛАТЯТ ДАНЬ МАФИИ

Львиная доля жителей Одессы иностранного происхождения работает на промтоварном рынке " Седьмой километр". Лотки и контейнеры выходцев из Восточной Азии сосредоточены на т.н. "мылке". Но, увы, первый наш визит на толчок закончился ничем: "мылка" была... совершенно пустой. Девственно чистые прилавки и наглухо закрытые контейнеры, ни единого вьетнамца или китайца.

Причину долго искать не пришлось: как поведал по секрету охранник "семерки", буквально за час до нашего визита, на "китайскую улицу" наведались бойцы одного из спецподразделений милиции. Они задержали несколько десятков торговцев и работников, посчитав их нелегальными мигрантами. Остальные решили перестраховаться и после ухода стражей порядка закрыли торговлю. "Завтра приходите, они вернутся, – сказал разговорчивый "секьюрити". – Даже задержанные – обычно их отпускают за 50-100 баксов. Главное – не дергаться, не оказывать сопротивление, а то худо будет. Помню, несколько лет назад, во время такого же рейда, какая-то китаянка вырвалась и убежала. Ее догнали, скрутили и бросили на пол автозака. И заставили других задержанных стоять на ней. Это у них, у милиционеров, называется "сделать подстилкой". Больше ее никто не видел – наверное, выслали домой".

После милицейского рейда. Фото О.Константинова

На следующий день нам повезло больше. Жизнь на "Мылке", как и обещал охранник, кипела, словно и не было рейда. Переполненные прилавки радовали глаз изобилием товаров, которые жизнерадостные азиаты на ломанном русском втюхивали клиентам. У китайцев, кстати, ассортимент намного разнообразнее, чем у вьетнамцев: они продают все, что клепают их соотечественники в далекой КНР – от тапочек до электроники. Вьеты же реализуют в основном продукцию легкой промышленности да подрабатывают незаконным обменом валют.

В эту часть "семерки" стоит сходить, даже если вы не собираетесь обновить гардероб изделиями "мэйд ин Чайна". Самая экзотика начинается часов в 11 утра – вьетнамские женщины в характерных соломенных шляпах как раз начинают готовить для своих семей нехитрый обед из выловленной накануне в Хаджибейском лимане рыбки (для вьетнамцев рыбалка – это не развлечение, а способ прокормить семью) и свежей зелени, сорванной на окрестных полях. Причем, в пищу идут вроде бы несъедобные стебли и листья рапса и кабачка, что приводит в шок не только аборигенов, но и, казалось бы, культурно близких к вьетнамцам китайцев.

"Но я никогда не показываю своего удивления – это неприлично, – рассудительно говорит уроженец китайской провинции Хубэй Линь, – В конце концов люди разные бывают. Меня вот, например, в Украине до сих пор коробит от людей, "стреляющих" сигареты прямо на улицах. У нас так делают только бездомные".

Не обошлась экскурсия и без знакомства со знаменитой китайской мафией – "триадой". Мы как раз пытались уговорить группу китайских предпринимателей попозировать для фото. Они сначала отшучивались, а потом замерли в неподдельном страхе. Обернувшись, мы поняли, почему. Вдоль рядов вальяжно шествовал удивительной толщины человек. Он останавливался у каждого лотка и, перекинувшись словом-другим с хозяевами, принимал от них купюры по 100-200 гривен – очевидно, дань. "Большой человек, всех знает, с директором рынка и начальником милиции водку пьет, – шепнул нам на ухо один из торговцев. – Ты только при нем никого не расспрашивай, проблемы будут".

К счастью, "бригадир" нас не заметил. После его ухода предприниматели стали откровеннее, сообщив, что мафия опекает в основном нелегалов, хотя уплата "налога" не является гарантией от задержания милицией. В любом случае, если ты чист перед украинским законом и не показываешь свого страха перед рэкетирами, то тебя не тронут. "Вообще, в последнее время они куда спокойнее стали, цивилизованнее. Татуировки вывели с драконами, с милицией подружились. И с вашими бандитами тоже дружат. Никого не бьют, все происходит тихо и по обоюдному согласию", – заверили нас китайцы.

БИ БО: "В КИТАЕ Я БУДУ ПОЛУЧАТЬ $10 000"

Если китаец в Одессе не торгует и не стряпает, значит он... либо художник, либо музыкант. В нашей консерватории и на худграфе педуниверситета обучаются сотни граждан Китайской Народной Республики, причем гранит знаний они грызут отнюдь не для галочки. Проректор "консервы" Александр Олейник утверждает: зачастую азиаты демонстрируют такие таланты и мастерство, что педагоги диву даются.

"Они регулярно побеждают в конкурсах Гилельса, Неждановой, участвуют в международных фестивалях. Судя по всему, Китай всерьез подумывает о мировом лидерстве в культурной сфере", – говорит преподаватель.

Выпускник консерватории. По выходным поет в Горсаду. Фото из архива Джана Би Бо

Улыбчивый смуглый парень родом из южнокитайского города Гуанчжоу. Русским владеет плохо, чего заметно стесняется. Но на сцене стеснительность 34-летнего Джана Би Бо куда-то пропадает, и он без сучка и задоринки выдает сложнейшие арии из "Паяцов" и "Травиаты". Тенор, причем тенор отличный, если верить специалистам. Ученик покойного Огренича, недавно он защитил кандидатскую в Одесской консерватории. За плечами Би Бо – годичная работа по контракту в Оперном, четыре победы на международных конкурсах. Сейчас он регулярно радует слух посетителей Городского сада – выступает там каждую субботу-воскресенье.

"Наше государство уделяет много внимания развитию культуры и искусства: мы хотим быть первыми во всем, – с гордостью говорит китаец. – Поэтому лучших из лучших отправляют учиться за границей, прежде всего в Россию и Украину. Впрочем, скоро этого не будет – уже подросло новое поколение педагогов в самом Китае. Да и многие украинские мастера перебрались туда".

Сам он тоже скоро намерен вернуться в родной город, где ему предложили место солиста в строящемся там грандиозном оперном театре. "Я бы, может, и остался, но на те 1000 грн, что предлагают ваши театры, прожить, увы, нельзя. В КНР я буду получать $10 тысяч".

Правда, сперва нашему собеседнику придется вступить в... Компартию, иначе на подмостки его не пустят. "Меня нельзя назвать фанатиком-коммунистом, тем более, что я верующий человек, буддист, – говорит Би Бо, показывая глиняный образок с изображением уже впавшего в нирвану принца Гаутамы. – Но без партийного билета у нас тяжело продвинуться. Утешает то, что у моей религии и учения Мао много общего. Осталось найти трех поручителей из числа членов КПК".

РАБЫ НА ЧУЖБИНЕ: ДАНЬ И ПОБОИ

По данным правоохранителей, постоянно в Одессе проживают и работают от 15 до 20 тысяч китайцев и до 5 тысяч вьетнамцев. При этом около 50% уроженцев Восточной Азии находятся у нас на нелегальном положении.

Задержанные нелегалы. Фото А.Лесика

Переправка нелегалов, утверждают наши источники в правоохранительных органах, – разветвленный бизнес, в котором задействованы граждане как КНР и СРВ, так и Украины, в том числе представители наших властных структур. Начинается все в Азии. Желающих подзаработать на чужбине там с избытком, особенно среди жителей провинции, крестьян. И в каждой волости есть человек, готовый "помочь" с переправкой. Денег он, как правило, не берет – дескать, на новом месте отработаете "должок". При этом сумма заранее не оговаривается, и в результате мигранты, прибыв в точку назначения, очень часто бывают неприятно удивлены ее размером. Речь может идти, по словам опрошенных нами "кули", о нескольких тысячах долларов.

Въезжают в Украину мигранты в основном по частным и деловым визам (приглашения поступают от фиктивных фирм). Встречают их или представители местной китайской/вьетнамской мафии, или сотрудничающие с ними украинцы и русские. Они обращают приезжих в настоящее рабство: отбирают документы, селят в съемных квартирах по 10-20 человек или прямо на рынке, в контейнерах, и нещадно эксплуатируют, пока долг не будет погашен.

"Я трудился по 13-14 часов в сутки, зарабатывая с напарником по $400, причем треть надо было отдавать хозяину, – вспоминает бывший невольник, а ныне мелкий предприниматель с "Седьмого" Ван. – За малейшую провинность, неповиновение нас штрафовали и даже били. Из заработанного себе на пропитание я оставлял долларов 50. Остальное отправлял домой жене".

Торговцы. Вьеты торгуют в основном одеждой и обувью, китайцы – всем, что производит их родина. Фото О. Константинова

Впрочем, даже после погашения долга зависимость никуда не девается, ведь появляется необходимость обрести легальный статус. Вариантов несколько: можно платить регулярную дань все тем же посредникам, которые, используя свои связи в ОВИРе, продлевают клиенту визу. Можно скопить сумму побольше для оформления вида на жительство. Самые востребованные схемы для обретения последнего – опекунство над одинокими стариками или брак. И то, и другое предпочитают оформлять в районных центрах и селах области – там контроля меньше. Хотя, бывает, что удается провернуть и в самой Одессе. Естественно, и опекунство, и брак – липовые. Иногда "опекаемые" и вторые половинки знают о том, что у них самый близкий человек – соотечественник Конфуция, но чаще всего даже не догадываются о своем счастье.

АРМИЯ МАО УЧИЛАСЬ В ОДЕССЕ

Первые китайцы появились в Пальмире еще при царе. В 1911-м, после Синьхайской революции, свергнувшей династию Цин, в Российскую империю хлынули, спасаясь от голода и насилия, китайские беженцы. Часть осела в Украине. В Донбассе и причерноморских городах начали возникать китайские общины.

Вторая волна мигрантов пришлась на Первую мировую. Призвав трудоспособное мужское население в армию, царское правительство столкнулось с проблемой дефицита рабочих рук, особенно на заводах и фабриках. Выход из ситуации нашли, обратившись к китайскому руководству с просьбой прислать несколько десятков тысяч кули. Пара сотен попала и в Одессу.

Историк Игорь Шкляев рассказывает, что условия, в которых трудились и жили китайские рабочие, были ужасными, а социальный статус кули того времени можно сравнить с положением индийской касты неприкасаемых. Поэтому неудивительно, что в дни Октября многие китайцы выступили на стороне большевиков. Их зачисляли в Красную Гвардию, а потом и РККА. Появились целые китайские батальоны, причем первое такое подразделение сформировал в 1918 году под Одессой – на территории современного Приднестровья – будущий командарм Иона Якир.

Китайские красноармейцы. Фото из архива Министерства обороны РФ

В самой Одессе из китайцев состоял комендантский взвод местного чрезвычайного комитета (ЧК), занимавшийся в основном расстрелами врагов советской власти и "враждебных элементов" – представителей дворянства, буржуазии и интеллигенции.

"Об этих китайцах ходит много легенд. Рассказывают, например, что командовал взводом некий негр Джонсон. Однако документального подтвердения этот миф не нашел", – говорит Шкляев.

Базировался взвод в гостинице "Крымская", которая стояла на месте нынешней школы им. Столярского. Казни происходили во дворе доходного дома Жданова на Екатерининской площади – того самого, на фасаде которого после реконструкции площади уже в наше время появились загадочные буквы ЭИГ и РСТ.

После Гражданской большинство китайских красноармейцев вернулось на родину. Они составили костяк Народно-освободительной армии и под руководством Великого Кормчего Мао сражались за светлое коммунистическое будущее с гоминдановцами и японцами.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64415.02

Binance Coin (BNB)

603.06

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

87.85

Theta (THETA)

2.47

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять