Откровения монаха: как выбрать жизненный путь

12 Декабря 2015, 07:30

Чтобы не ошибиться, нужно слушать голос совести и не бояться ему следовать

<p>Очень важно слушать свою совесть.</p>
Очень важно слушать свою совесть.

В конце года все хотят подбить итоги. Что было сделано, а что не удалось. И конечно — запланировать, что бы хотелось сделать в следующем году. Может, купить новую вещь, а может, изменить свою жизнь к лучшему. О том, как сделать правильный выбор, на какие дорожные знаки ориентироваться, нам рассказал монах Киево-Печерской лавры и пресс-секретарь Блаженнейшего архимандрит Пафнутий. Он поведал и о том, как сам выбрал свой жизненный путь. Отец Пафнутий обладает замечательным даром писательства, потому его письменный ответ мы публикуем в оригинале.

ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС

"Очень хорошо помню случай после выпускного вечера, когда все десятиклассники по обычаю должны встречать восход солнца, — пишет отец Пафнутий. — Встречал его и наш 10-Б. После бурной ночи, беззаботных песен, радостных планов и печальных прощаний с детством мы спустились к озеру, за которым возвышалася старый корпус школы, построенный еще при Австро-Венгрии, за ним — более новый, уже советский послевоенный, несколько магазинов, памятник воинам и большая белая каменная церковь, возведенная при Австро-Венгрии, достроенная при Румынии и не закрытая при СССР. Должен сказать, что к тому времени я еще ни разу в ней не был. Отец занимал высокую должность, и никто из нашей семьи не мог позволить себе посрамить родительское реноме хождением в храм. Хотя рассказы одноклассников о пасхальной службе, о рождественских вечерах в храме меня всегда очень волновали и интересовали. Вот мы идем навстречу новой жизни, ловя на себе первые солнечные лучи, и тут я понимаю, что на меня солнце светит прямо из-за креста на церковном куполе. Никому не рассказывая об этом откровении, я для себя определил, что мое будущее будет связано с храмом. Вскоре я уехал из Буковины в столицу, поступил в Национальный университет имени Тараса Шевченко. Жизнь начала кипеть и бурлить, я упорно искал в ней себя, далеко не всегда соизмеряя случающиеся успехи и перспективы со слабым голосом совести, который время от времени напоминал о первом солнечном луче взрослой жизни из-за церковного купола. Помог с выбором случай: тривиальная история нападения с ограблением, вследствие которой я оказался на три месяца прикованным к больничной койке, имея предостаточно времени проанализировать всю свою жизнь и расставить нужные акценты.

ПОМОЩЬ СОВЕСТИ

Где же та грань, которая отделяет мнимое понятие о человеческом предназначении от предназначения, предопределенного ему свыше? Часто нам кажется, что мы могли бы делать что-то другое и только так смогли бы себя реализовать полнее, и только тогда обрели бы долгожданный покой и душевную радость. Возможно, в жизни встречается очень много примеров, когда люди страдают от того, что поспешили в свое время занять нишу, в которой потом оказалось тесно и душно, или наоборот — пустынно и неуютно. Есть в человеке еще одно свойство, кроме наличия души, которое отличает его от других творений Бога: голос совести, то есть голос Самого Бога, который время от времени внушает каждому из нас совершенно различными способами наиболее приемлемую для нас манеру поведения, определяет жизненные ценности и предотвращает от нежелательных поступков, которые могут отрицательно сказаться на последующем течении нашей жизни.

Говоря современным языком, каждому из нас регулярно приходят звонки или эсэмэски от совести, побуждаюшие нас жить лучше, жить так, как было предназначено каждому еще до его рождения. Но всегда ли мы их слышим, а если слышим, то хотим ли следовать? Именно здесь и находится та грань между жизнью, которую можно провести со всей красотой и благами земной жизни, которая не приведет к покою, и жизнью, сознательно лишенной этих благ ради жизни вечной.

Чаще всего жизнь духовную люди воспринимают весьма превратно: беспрерывное чтение молитв, разговоры исключительно на церковные темы и ношение длинных одежд. Путь монаха — это путь, ведущий человека к его естественному началу, к тому состоянию, когда имеющий дар художника пишет картины, а имеющий музыкальный дар пишет музыку и поет.

Часто бывает, что человек не может похвастаться каким-то особым даром, у него нет каких-либо предпочтений, но он умеет жить просто и спокойно. И в этом заключается его дар, то состояние, которое для него максимально комфортное и полноценное, и ничего другого ему не нужно. Он умеет быть счастливым без тысячи условностей, которые незамедлительно возникают в сознаниях многих обывателей при упоминании о человеческом счастье. Счастье — это радость от того, что ты занял свою нишу, радость от общения с дорогими людьми, радость от возможности планировать, радость от довольствования необходимым, не вытягивая эту планку вдогонку соседу. И всякому человеку Господь обязательно посылает сигналы, дает какие-то знаки, указывающие на верный путь, важно только не бояться их услышать и отреагировать. Но очень важно при этом не уклониться в бытовой символизм, когда в каждой фразе начальника или в каждом жесте прохожего некоторые пытаются увидеть знамения и пророчества. Если человек знает, что такое совесть, и хоть немного старается слышать ее, он всегда сможет отделить настоящий голос совести от искусительного шепота лукавого, который всегда хочет совратить нас с пути к Истине и не дать нам слышать самих себя.

ДУХОВНЫЙ ЭГОИЗМ

По большому счету, дорогие братья и сестры, все мы с вами эгоисты, потому что превыше всего ставим вопрос своего личного духовного спасения. Но насколько мы стоим близко к Богу или хотя бы осознанно к этому стремимся, настолько наш духовный эгоизм является оправданным поведением самосохранения христианской души в условиях растущего глобализма, социальной черствости и нивелирования элементарных моральных принципов в обществе. Другое дело, когда кто-то из нас может прикрывать христианским уединением и внешним благочестием свое нежелание послужить ближнему; тогда это уже будет самый настоящий эгоизм, и дай, Боже, мудрости духовнику такого человека, чтобы исправить или исправиться, вдохновить или вдохновиться самому до смиренного ежедневного труда ради спасения своей души, о чем мы так тщательно читаем в наших повседневных молитвах.

Отец Пафнутий: "Каждому из нас приходят духовные эсэмэски от совести, побуждающие нас жить лучше"

Мы всегда стоим перед выбором: скользить по накатанному среднестатистическому пути или ступать по часто неосвоенной тропинке, которую нам указывает наша совесть. Не могу не вспомнить житие одного из своих любимых святых, преподобного Паисия Величковского. Внук известного в конце XVII столетия полтавского священника Иоанна Величковского, одного из лучших авторов древнеукраинской духовной поэзии, Петро Величковский с раннего детства уклонялся от мирских соблазнов и утех и все свободное время проводил в Успенском кафедральном соборе Полтавы. Естественно, богобоязненная мать Петра отдала свое чадо на обучение в духовную школу при Киево-Могилянской академии, надеясь, что в будущем сын будет служить в полтавском соборе и поддержит ее в старости. Но Петро настолько любил Бога, настолько это было тонкое и сокровенное чувство, что и в стенах духовного учреждения часто ему было тягостно от важных бесед о Боге, которые отрывали юношу от общения с Ним. Будущий святой выбрал монашеский путь, большую часть жизни скитался по Украине, Молдове, Влахии и Святой горе Афон в поисках уединенного места, но нашел его только в своем сердце, пройдя годы испытаний, гонений и молитвенного труда. Преподобный Паисий (с таким именем Величковский был пострижен в монашество) слушал только голос своей совести, который и привел его к земному счастью, каким бы оно ни казалось незначительным для всех окружающих. Он обрел мир и покой, он нашел Бога. Потому я искренне желаю вам, дорогие братья и сестры, жаждущим изменить свою жизнь, в первую очередь повнимательнее слушать свою совесть. Именно совесть, как голос души внутри нас, не позволит вам остаться вечным путником без пристанища на жизненном пути".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...