— Насколько сейчас популярна профессия торгового представителя?
— Профессия торгового представителя традиционно популярна, так как дает возможность молодежи получить первый опыт работы. Как правило, торговый представитель/мерчандайзер/промоутер – старт карьеры для многих студентов и выпускников ВУЗов.
— На основании опыта вашей компании, как поменялись функции торгового представителя, какие требования были десять лет назад и какие компетенции сейчас ключевые?
— Начнем с того, что 10 лет назад, после кризисных 90-ых и прихода на рынок крупных транснациональных компаний – работа торгового представителя была абсолютно новым явлением на рынке труда в нашей стране. От сотрудников требовалась готовность к риску, высокая способность к обучению, инновативность, а человеку предоставлялась возможность быстрого карьерного роста. Многие руководители в сфере продаж сделали карьеру именно в этот период. Сейчас рынок труда в отношении этой категории персонала достаточно стабилен. Работа торгового представителя в значительной степени регламентирована и упорядочена. Каждая компания формирует набор своих необходимых компетенций для торгового представителя, в зависимости от характера деятельности и стадии развития компании. Но и 10 лет назад, и сейчас для торгового представителя главное – это желание зарабатывать и четкая ориентация на понимание и удовлетворение потребностей клиента. Также работа торгового представителя требует развития определенных навыков, например, коммуникативных, и личных качеств, таких как ответственность, организованность, целеустремленность
— Где должны обучаться торговые представители? С каким базовым образованием они должны быть и как вы относитесь к студентам, которые хотят начать работать, но не знают, с чего начать?
— Для торгового представителя лучшее обучение – это практическая работа "в поле" и с клиентом. Необходимые экономические знания, знания бухгалтерского и товарного учета, а также развитие коммуникативных навыков, техник проведения презентаций и других, торговые представители получают в ходе обучения в компании, в рамках корпоративных учебных центров или с помощью привлеченных тренинговых центров. Определенных требований к базовому образованию нет. Компании заинтересованы в привлечении на работу торговым представителем целеустремленных активных выпускников и студентов. Мы регулярно участвуем в Ярмарках вакансий, которые проводят ВУЗы, с целью привлечения на работу студентов-выпускников.
— Какой идеальный профиль сотрудника для вашей сферы и кто лучше работает – мужчины или женщины?
— Говорить о гендерных предпочтениях, наверное, будет не очень справедливо, так как в профессии могут быть успешными как мужчины, так и женщины.
— Готовы ли вы брать на работу кандидатов из смежных сфер?
— Да, опыт работы с определенной группой товаров для нас не является критичным.
— Какая заработная плата ТП, на что стоит рассчитывать новичку, опытному и профессионалу?
— Заработная плата наших сотрудников состоит из оклада и бонуса, величина которого напрямую зависит от количества проданного товара и качества обслуживания клиентов.
— Какие есть современные обучающие школы для торговых представителей?
— В любом случае многолетняя практика показала, что обучать торговых представителей надо обязательно. Бюджеты на обучение торговых представителей зависят от стратегии развития персонала в компаниях, но, как правило, тренинги проводятся не реже 2-х раз в году.
— Как долго сотрудник может быть эффективен на этой позиции, когда надо уходить из профессии или расти по карьерной лестнице?
— Однозначно, необходимо уходить из профессии, если работа вам не нравится, но это будет в равной степени касаться и любой другой профессии. Если вы довольны результатами и видите перспективу своего дальнейшего развития – то есть смысл продолжать трудиться в выбранном направлении. Если говорить о конкретных цифрах, то максимально эффективным торговый представитель становится после 6 месяцев работы в новой компании.